Слово архимандрита Тихона (Агрикова) (+2000г.) на Димитриевской родительской субботы
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Возлюбленные братия и сестры, в тяжелые минуты жизни некоторые люди просят себе у Бога смерти. У каждого из нас подчас бывает столько неурядиц, трудностей, и все от того, что мы не умеем жить с людьми — родными, соседями и всеми, кто нас окружает, как должно.
Сегодня мы собрались помянуть наших усопших отцов, братьев, сестер, близких, дорогих — всех умерших. Может быть, кто-то из них и рад был бы вернуться сюда на день, на час, ожить, чтобы замолить свои грехи… А мы, живые, малодушно просим себе смерти. И если уж мы не можем мирно жить с живыми людьми, то нам надо мирно жить с умершими, то есть всегда помнить о наших усопших. Если мы немирные, ни с кем не согласные в жизни, то нам надо любовью к усопшим и поминовением их заглаживать свою холодность, злобность сердца.
Господь наш Иисус Христос сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих» (Ин. 15, 1З). У каждого из нас есть усопшие родители или близкие, погибшие на войне, муж, брат, сын, дорогие для нас люди, замученные, истерзанные, сожженные… Сколько их, павших за своих близких и родных на фронте, их особенно надо помнить. В нынешнюю родительскую субботу по установлению Церкви совершается поминовение павших воинов. Русская земля несколько веков назад подверглась тяжелому татарскому нашествию. Огромные полчища опустошали русские города и губили народ. Великий князь Димитрий собрал русскую рать и повел ее против врага. А перед походом он заехал к Преподобному Сергию, чтобы получить благословение на предстоящий подвиг. Авва Сергий благословил его, дал просфору и, наклонившись, тихо сказал: «Великий князь, победишь Мамая, иди смело». На берегах Дона произошло страшное кровопролитное сражение. А в это время преподобный Сергий, за много верст от поля битвы, стоял на молитве со своей братией и духом видел, как погибали русские воины. Он молился за всех, кто пал в том бою, называя воинов по именам. Он молился за тех, кто душу свою положил, защищая родную Русь. Великий князь Димитрий со своей ратью победил татар.
И сколько, сколько погибших русских воинов было и в давние годы, и в эту последнюю войну. И все они ждут нашей помощи. Если кто проводил на фронт близкого человека и больше не увидел его — отца, мужа, брата, сына — помяните их.
Одна старушка проводила на войну своего внука Ваню. Долго она ждала его, но он не вернулся. Старушка стала молиться, чтобы узнать, где же он. И однажды видит, как мимо ее хатки идет много людей. И все такие печальные, а позади всех больной, изнуренный человек. Она узнала в нем своего внука. Он шел с трудам и, поравнявшись, лишь сказал ей: «Бабушка, молись за меня, помоги мне». Она усилила молитву, милостыню подавала, за литургию просфорочки подавала, свечечки ставила, и духовенство просила молиться. Через некоторое время она снова увидела своего Ваню. Он был в белой рубашечке, радостный, подошел к ней, сказал, что она вымолила его из той тяготы, в какую он попал за гробом. «Мне хорошо теперь», — говорил он и благодарно улыбался.
Возлюбленные братия и сестры. Будем помнить наших усопших, посещать их могилки, и особенно нельзя забывать тех, кто погиб на войне. Когда в храме поют: «Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих…» (канон об усопших, кондак, глас 8.) то мы должны помнить о том, что, может быть, загробная участь наших усопших тяжела. Как ни горьки страдания здесь, на земле, там будет несравненно мучительнее, и наша молитва и милостыня крайне нужна почившим. Святые отцы говорят, что великая польза бывает от поминовения усопших, особенно когда поминают их за Божественной литургией.
И не думайте, дорогие мои, что наши близкие ушли и совсем исчезли, что их больше нет. Они живы там, за гробом, о чем свидетельствует наша любовь. Если у кого есть сомнения в вечной жизни, то придет час, чтобы убедиться в ином. Когда мы умрем, то сами будем нуждаться в молитвенной помощи, которую сейчас можем оказать нашим родным.
Мы должны быть особенно счастливы, что поминаем их здесь, в святых стенах обители Преподобного Сергия. Он сам молится о наших усопших у престола Божия со своими братиями — усопшими и живыми — и своей молитвой усиливает нашу слабую молитву.
«Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная». Аминь.
Добавить комментарий