Слово епископа Кирилла (Зинковского), Звенигородского в неделю святых Отец

О мученичестве и совершенстве

Во имя отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с празд­ником воскресного дня, Неделей перед Рождеством Христовым и памятью святых праотцов, то есть свя­тых предков по плоти Господа Иисуса Христа.

Сегодня в чтении апостольском, посвященном свя­тым праотцам, мы слышали, как святой апостол пере­числял подвиги праведников Ветхого Завета. И он осо­бенно упоминает добродетель веры, которую имели эти святые угодники Божии. Ибо, еще не имея перед своими глазами исполнения Божественных обетова­ний, они жили и трудились во славу Божию, ожидая с верою, что все обетования, данные Господам, будут исполнены в предназначенное для того время.

Мы, взирая на образ этих людей, которые стали предками по плоти Господа нашего Иисуса Христа, должны также учиться этой добродетели веры. Будем хранить свою веру по слову преподобного Ефрема Сирина, который сказал: «В борьбе за веру да кончит­ся жизнь твоя». Будем молиться, чтобы вера наша была подобна не только вере святых праотцев, но также и святых Нового Завета.

Сегодня (18/31 декабря – ред.) мы празднуем память священномученика Фаддея, Новомученика, Исповедника, Архиепископа Тверского, чьи мощи почивают сейчас в кафедраль­ном соборе Твери. Этот владыка, архиерей еще царс­кого времени, отличался особенным смирением, и сре­ди Новомученихов он выделяется той степенью благодати, которую он получил от Бога еще при жизни. Так, когда он сидел в камере, в большевистской тюрьме, воры и уголовники издевались, всячески насмеха­лись над ним до тех пор, пока главе этой шайки не явилась Сама Пресвятая Владычица Богородица и не сказала, что если они не оставят Ее раба, то будут же­стоко наказаны. И после этого бандиты уже не тро­гали владыку.

Даже и от своих духовных собратьев отличался владыка степенью близости к Богу и знанием Его свя­той воли. С ним в камере находился митрополит Ки­рилл (Смирнов). Расстрелянный в 1937 году, ныне причисленный к лиху святых, тогда он, однако, пре­бывал в унынии, переживал и очень скорбел, находясь в таких тяжелейших условиях, когда приходи­лось сидеть и спать прямо на холодном полу, среди воров и убийц. А владыка Фаддей поддерживал его, и однажды ночью, как написал позже святой Кирилл, «когда все спали, а я сидел в тоске и отчаянии, вла­дыка взял меня за руку и сказал: “Для нас настало настоящее христианское время. Не печаль, а радость должна наполнять наши души. Сейчас наши души должны открыться для подвига и жертв. Не унывай­те. Христос ведь с нами”». Взяв за руку митрополита Кирилла, Святой помолился, а владыка Кирилл по­чувствовал, что из руки владыки Фаддея в его руку и в сердце переливается Божественная благодать, тепло Святого Духа, которое утешало и согревало в холодной тюремной камере.

Все приношения пищи, которые передавали владыке Фаддею его духовные чада, он разделял поровну между всеми, и духовными, и уголовниками. Но однажды он оставил еще некоторую часть, и владыка Кирилл подумал про себя: «Правильно он сделал, нам надо побольше немножко, нельзя все отдавать уголов­никам». И так с пониманием взглянул на владыку Фад­дея, что, мол, правильно ты делаешь. На что владыка Фаддей, видя, что не совсем правильно понят был сво­им собратом, сказал: «Да нет, через полчаса, через час приведут еще одного нашего. Это я для него оставил». И через час привели епископа-исповедника владыку Афанасия (Сахарова).

Не только продукты раздавал владыка в тюрьме, но и все, что получал из одежды или из постельных принадлежностей. Епископу Афанасию владыка от­дал подушку, а сам спал, положив под голову руку. Одному из заключенных он отдал свои сапоги и ос­тался в шерстяных носках. Святитель почти не забо­тился о себе. На свободе он тоже подвизался подобно древним подвижникам: ходил в старенькой заплатан­ной рясе, в стареньких, чиненых сапогах, имел одно облачение и одну митру, но всегда был готов сказать слово утешения, оказать помощь, выслушать. Зная, что владыка принимает в любое время, некоторые пользо­вались этим и приходили к нему рано утром. Владыка вставал с постели, наскоро умывался, одевался и без­ропотно принимал посетителя.

Таким образом, мы видим, что даже среди святых во время их земной жизни степень веры, доверия и преданности Господу бывала разной. А Господь нас призывает не просто исполнять те или иные отдель­ные заповеди, но призывает стремиться к совершен­ству, говоря: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф . 5, 48).

Мы должны не просто помолиться в преддверии великого праздника Христова, мы должны молиться так, чтобы сердце наше ощутимо очистилось. Господь принимает всякую молитву, но дай Бог, чтобы сердце наше возрадовалось о Господе, очистилось, и мы ре­ально были бы готовы оказать помощь не только себе, но и ближним нашим. Постараемся провести остав­шиеся дни поста в усердной молитве, в воздержании. Будем молиться святому праведному отцу Иоанну Кронштадтскому, память которого приходится на 20 декабря по старому и 2 января по новому стилю. Свя­той всероссийский пастырь отец Иоанн Кронштадский встречался однажды со святым Фаддеем, когда в 1895 году посетил Московскую духовную академию, где в то время обучался будущий мученик. Будущий святи­тель причастился Святых Христовых Тайн за служ­бой батюшки Иоанна и получил от Праведника благо­словение на монашеский путь.

В этот же день празднуется память священному­ченика Игнатия Богоносца, древнего мужа апостоль­ского, ученика святых апостолов. Святой Игнатий, бывший многие годы епископом Антиохи, пострадал в Риме в 107 году от Рождества Христова. Житие свя­тителя Игнатия Антиохийского — еще один яркий при­мер стремления к совершенству, пример мучениче­ства, исполненного духа искреннего и неподражаемо­го смирения. Па пути в Рим, где его ожидала смерть от зверей на арене Колизея, святой написал несколько посланий в разные города к христианским общинам. Желание страданий за Христа было в нем настолько велико, что римлянам святитель написал: «Пожалуй­ста, не останавливайте меня, не будьте врагами моими. Я хочу пострадать за Господа. И даже если эти звери не захотят накинуться на меня, — как, бывало, они останавливались и ложились у ног христианских мучеников, начинали лизать им ноги, — я, — говорит святитель, — буду тогда раздражать их, чтобы они ки­нулись на меня и перемололи мое тело, потому что я хочу быть чистым хлебом, измолотым зубами зверей, чистой жертвой для Христа». При этом святителем двигало не тщеславие, а живая горячая любовь ко Гос­поду и ощущение собственного несовершенства. Так, сравнивая себя с апостолами Петром и Павлом, при­нявшими мученичество в Риме чуть ранее, святитель писал: «они апостолы, а я осужденный; они свободные, а я доселе еще раб», и замечал, что теперь только начинает быть настоящим учеником Христа. Но, по­жалуй, главным в душе священномученика была лю­бовь ко Спасителю, которая говорила его устами: «дай­те мне быть подражателем страданий Бога моего… Моя Любовь распялась, н нет во мне огня, любящего ве­щество, но вода живая, говорящая во мне, взывает мне изнутри: «Иди к Отцу».

Еще одна важная мысль в творениях Священному­ченика Игнатия, которую он повторяет множество раз — это мысль о единстве Церкви. Защита единства Цер­кви как тела Христова от врагов внешних и внутрен­них для святого была самым важным делом жизни. В наше сложное время, когда огромное количество средств и усилий прикладывается врагами Церкви, чтоб расколоть ее изнутри, этот пункт наследия Святого Иг­натия становится насущным и очень важным.

Будем осторожны, братья и сестры, чтобы не под­даться на клеветиические уловки и попытки разжечь пожар расколов внутри церковной ограды. Будем по­мнить завет Святого Игнатия, который дошел через века до наших ушей, и дай Боже, чтоб и до сердец: «Стя­жавши кротость, утвердите себя взаимно в вере, кото­рая есть плоть Господа, и в любви, которая есть кровь Иисуса Христа. Никто из вас да не имеет ничего про­тив своего (то есть против братьев по вере — прим. ав­тора). Не подавайте поводов язычникам, чтобы из-за немногих неразумных не было хулимо все благочести­вое общество» (К траллийцам, 8 гл.). Будем молиться, чтобы молитвами древних и новых мучеников и свя­тых праведников мы были крепки верой, не ужасались перед соблазнами современного мира и встретили в радости светлый праздник Христова Рождества.

Храни всех, Господь и Матерь Божия!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *