Слово епископа Силуана (Вьюрова), Павлово-Посадского в неделю 9-ю по Пятидесятнице

Верующих среди нас немало, но есть ли верные Христу?

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Только что мы слышали с вами, дорогие братья и сестры, отрывок из Евангелия от Матфея, где говорится о чуде, совершенном Господом на Тивериадском озере. После того, как Господь насытил пять тысяч человек пятью хлебами, Он «понудил», как говорит евангелист Матфей, своих учеников войти в лодку и отправиться на другой берег, а Сам в это время взошел на гору помолиться. Святитель Иоанн Златоуст указывает на то, что Спаситель здесь предлагает нам с вами урок.

Ему, как Богу, не было потребности в молитве, но Он учит нас, что для молитвы необходимо уединение, которое достижимо в пустынных местах и в ночные часы.

В это самое время ученики Господа находились в лодке посреди обширного Тивериадского озера, которое еще называется Галилейским морем, поскольку оно очень большое. И порой, как и на море, на этом озере случаются бури. Вот и апостолов застигла такая буря: дул сильный ветер, поднимались огромные волны, грозя опрокинуть лодку. Апостолы были в большой опасности, и от этого души их находились в страхе и трепете. Тем более, что все это происходило во время глубокой ночи. Страх их стал еще больше, когда в ночной тьме посреди вздымающихся волн они увидели очертания фигуры, приближающейся к ним. Они предположили, что видят привидение, и тем самым это явление не укрепило их, а повергло в еще большее переживание.

Но Господь из этой тьмы обращает к ним свой голос: «Ободритесь! это Я, не бойтесь» (Мф. 14, 27). Христос не сразу укрощает бурю. Он посреди мятущегося моря укрепляет их в преодолении малодушия, помогая утвердиться в вере в Него. И эта вера, действительно, проявляется — в сердце апостола Петра. Услышав близкий, любимый голос Учителя, апостол Петр исполняется ревности и просит Господа о невозможном: «Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде» (Мф. 14, 28). И Господь вместо того, чтобы обуздать ревность апостола, указать ему на необходимость смирения, — как это было в том случае, когда Иаков и Иоанн Заведеевы просили сесть одесную и ошуюю Господа во Царствии Его, — говорит Петру: «Иди» (Мф. 14, 29). Апостол выходит из лодки и посреди грозных волн начинает свое движение к Спасителю. И… о чудо! Он не тонет, а двигается по воде,«как по суху», — не будучи Богом, он тем не менее совершает невозможное.

Однако апостол Петр вдруг обращает свое внимание на мятущиеся волны и тем самым переводит свой взор со Спасителя на окружающие его ужасные обстоятельства. И в тот самый миг, как он посмотрел на бушующее море, он убоялся и начал тонуть. Стремительно погружаясь в водную пучину, как к последней надежде он обращается ко Христу: «Господи! спаси меня» (Мф. 14, 30). Господь простер Свою руку и, исхитив его у безжалостной стихии, укорил: «Маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф. 14, 31) И тотчас вместе со Спасителем апостол Петр оказался в лодке. А лодка в течение малого времени оказалась на берегу. В этом евангельском чуде мы можем видеть образ духовной жизни. Ее основой является вера. И Господь испытывает веру своих учеников, для чего и посылает апостолов одних, зная, что их постигнет опасность. Но, если бы их опасность не постигла, как бы они могли явить силу своей веры? Легко считать себя верующим, когда наша вера не подвергается испытаниям. А когда она испытывается, здесь требуется особое мужество, особая сила и самоотречение. Но ведь именно такой веры ждет от нас Господь. Именно о такой вере Он говорит: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18, 8).

Наверное, верующих будет немало, но будут ли среди верующих верные? Верные! —которые имеют живую веру, являющуюся твердым основанием их духовной жизни! Без этого невозможно прийти к Богу, ведь шествие к Господу — это путь тесный, скорбный. Это путь креста, то есть самоотвержения. А Крест — это не только страдание. Это —умирание, о котором говорит апостол Павел: «если мы со Христом умираем, то с Ним и оживем» (2 Тим. 2, 11).

Путь веры, путь Креста, путь Христов, к которому апостол призывает и каждого из нас, и без которого невозможно быть христианином, подобен хождению по воде. На этом пути мы идем над бездной греха, страстей, бесовской злобы, которая готова каждую минуту нас поглотить. По этой стихии невозможно идти, опираясь лишь на свои человеческие силы, надеясь на свою нравственность, на свои дела, даже на свои молитвы и посты, даже на свою церковную жизнь… Ни на что свое мы не можем понадеяться на этом страшном и невозможном для человеческих сил пути. Все наше упование может быть здесь лишь на Бога. И только Он может укрепить нас и сделать наш путь благоуспешным. До тех пор, пока апостол Петр телесными, а наипаче сердечными очами взирал на Господа, шествуя по направлению к Нему, ему не страшны были волны, он не погружался в водную стихию. Он твердо шел, и ни что не могло помешать ему на его пути. Но как только он отвратил взор от Господа, здесь-то его и постигло великое искушение.

Вот и мы с вами на нашем духовном пути никогда не должны отвращать от Господа своего мысленного и сердечного взора, который и есть вера. Вера — это не мнение от ума о том, что Бог есть. Вера вообще не от ума. Это — способность сердца видеть и чувствовать Бога.

Эту способность мы должны в себе развивать. А развивается она, в первую очередь, делами веры, когда то, о чем свидетельствует самая главная книга нашей веры — Священное Писание Нового Завета — стараемся исполнять всеми своими силами, принимая безоговорочно все то, чему учит нас слово Божие. Мы должны полюбить заповеди, только тогда мы сможем их исполнить. Но чтобы их полюбить, надо принять их как последнюю, абсолютную истину, безоговорочно, без сомнений, без малодушия и самооправдания. Мы не можем сразу исполнить заповеди в совершенстве, но мы можем этого желать и восполнять недостаток своих сил покаянием и молитвой о том, чтобы Господь укрепил и научил нас, как должно исполнять Его святую волю, выраженную в заповедях. Это мы можем! И если мы будем делать то, что можем, то Господь даст нам силы исполнить и невозможное.

Вслед за безоговорочным приятием божественного Откровения мы должны укреплять себя молитвой. А молитва есть беседа души человеческой с Богом. И когда мы постоянно находимся в этом благом и святом собеседовании с Господом, то, конечно же, чувство к Богу крепнет. Мы не может не чувствовать того, с кем беседуем, с кем пребываем в постоянном общении. Поэтому если не будем нерадеть о внимательной, усердной, в чувстве сердца совершаемой молитве, то она всегда будет укреплять и взращивать в наших сердцах веру.

И, наконец, вера укрепляется тогда, когда мы чем-то жертвуем для Бога. Пусть даже самым малым. Например, когда мы понуждаем себя прийти в храм на службу, хотя бы только в воскресные и праздничные дни, не жалея нескольких часов для Бога, не жертвуя их вместо Господа собственной праздности и лени. Мы жертвуем собой для Бога и тогда, когда, несмотря на мнение окружающих нас людей, остаемся верными слову Христову, хотя это может стать поводом для насмешек, поношений, а порой и гонений. И эта земля, земля Нарымского края, является свидетельницей того, как люди страдали за веру, от много отказывались и тем самым приближались к Богу. Пусть многочисленный сонм свидетелей Христовых, кровью которых обагрена наша земля, стенания которых оглашали ее пределы, укрепляет нас на пути веры. И тогда для нас все станет возможным, и ничто не будет препятствием на пути к Богу.

А путь к Богу, хотя узкий и тесный, но ведущий в жизнь вечную (Мф. 7, 14). И другого пути, который туда приводит, нет. А жизнь вечная — это Жизнь, а не смерть! Человек, который не идет узким путем Христовым, приходит к смерти. И эта смерть начинает уже теперь действовать в его жизни на земле. Она проявляется в унынии и безнадежности, в отсутствии радости, в неудовлетворенности, в ропоте и безмирии души, в отсутствии любви. Все это суть симптомы приближающейся вечной смерти, к которой ведет широкая дорога самоугождения — угождение своим страстям, действие по принципу: «бери от жизни все». Все это есть дорога смерти.

Вечная жизнь, напротив, является источником совершенной любви и неоскудевающей радости, в которой не будет никакой скорби. Вечная жизнь — это истина, в которой нет ошибок, и поэтому не в чем раскаиваться и не о чем сожалеть. Вечная жизнь — это красота и благолепие. Вечная жизнь — это всякое совершенство. Это такое состояние мира и человеческого рода, о котором Слово Божие говорит: Бог будет «все во всем» (1 Кор. 15, 28). Значит, не будет уже между людьми, сподобившимися вечной жизни, никаких размолвок, никаких недоразумений, никакого непонимания, никакой вражды, а будет всеобщая любовь, любовь безграничная, когда каждый человек будет жить другим, будет жить всеми и для всех и в этом находить для себя великое блаженство.

Вот он путь веры. Вот его цель и его плоды. Если мы не будем жалеть себя для того, чтобы шествовать этим путем, то все это великое богатство, которое Бог хочет дать любящим Его, станет нашим с вами достоянием.

Аминь.

25.08.13, г. Колпашево

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *