Слово епископа Феодора (Текучева) (+1985г.) в неделю перед Воздвижением Креста Господня
О плотском и духовном обрезании
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные братие и сестры!
В предложенном сегодня нашему вниманию небольшом апостольском чтении святой апостол Павел обращает наше внимание на то, что с принятием христианства, мир оставляет многие внешние требования ветхого закона, сохраняя из него для себя лишь основную Богодухновенную его сторону, которую, принимая в целом, однако, «исполнил», то есть восполнил, дополнил, Господь наш Иисус Христос благодатью Святого Духа, посланной Им от Отца.
Сын Божий, явившись на земле, даровал нам Свой Новый Завет, пришедший на смену Ветхому, Завет, заключенный Богом с «новою тварью» — со всеми нами, христианами, ради нашего спасения и утвержденный Им Своею Кровию, пролитою на Кресте.
В прочитанном ныне отрывке из Послания к Галатам святой апостол Павел сначала подчеркивает мысль о том, что все, что он говорит им, есть следствие постоянной его заботы о как можно более глубоком духовном их просвещении Светом Христовым, ради чего он не жалеет ни времени, ни труда.
Он говорит им: Видите, как много (в славянском переводе: колицеми книгами) написал я вам своею рукою (Гал. 6, 11).
Нам известно только одно Послание Павла к Галатам, остальные до нас не дошли, но, судя по его словам, их было немало, — причем написанных им собственноручно! Такова была его великая любовь к своей пастве, таково его собственное свидетельство о постоянном внимании к ней, что представляет собой замечательный пример для всех проповедников, миссионеров, совершающих и ныне свой благовестнический подвиг, пример для всех пастырей и архипастырей.
Но в чем же особенно наставляет апостол Павел галатов в той части его послания им, что было прочитано сегодня?
Из текста видно, что в это время кто-то принуждал их, в соответствии с требованиями закона Моисеева, плотски обрезываться. Это могли быть просто иудействующие, каковых тогда еще имелось много в раннехристианской среде, считавшие обычай обрезания существенным и для них как христиан.
Для чего они настаивали на выполнении этого чина?
Для того, пишет святой апостол, дабы похвалиться в вашей плоти (Гал. 6, 13) — вот, мол, как мы верны нашим еврейским обычаям даже и в плотской, физической нашей жизни! Вот как мы соблюдаем закон!
Кроме того, здесь, по-видимому, имели место и какие-то практические житейские соображения, поскольку обрезанных христиан тогда, вероятно, не столь гнали, как необрезанных. Об этом апостол Павел так прямо и пишет: принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов (Гал. 6, 12).
В результате подобное обрезание могло приносить галатским христианам законническую похвалу по плоти и в определенной мере могло избавлять их от гонений. Притом апостол замечает, что все это по сути со стороны принуждающих оказывается лицемерием, поскольку, как говорит он, сами обрезывающиеся не
соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались (Гал. 6, 13).
В ответ же на все это и на то, что некоторые новоначальные христиане хвалятся своей верностью прежним законническим традициям, апостол, будучи верен одному только Христу, пишет галатам такие замечательные слова: А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, [крестом,] которым для меня мир распят, и я для мира (Гал. 6,14).
Ведь для христианина весь прежний, ветхий, греховный мир со всеми его похотьми «распялся», то есть уже погиб и не существует, а потому и не может иметь, по сути, никакой уже ценности и привлекательности. Единственно, чем следует отныне «хвалиться» христианину, так это Крестом Господним, а значит, следуя Христу и Его учению, и «распинать себя» миру, и «распинать» в себе «лежащий во зле» мир, то есть отказываться от всех греховных мирских пристрастии. Вот это и есть истинное, настоящее, внутреннее, духовное обрезание, а не прежнее обрезание по плоти, ничего уже не дающее христианину. Ибо, как поясняет апостол, во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь (Гал. 6,15).
Другими словами, для христианина важно только одно — насколько стал он «новою тварью», новым творением Божиим, подлинным христианином. И если это так, то он может, вслед за апостолом Павлом, сказать, что вот — вместо ветхозаветного обрезания — я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем (Гал. 6, 17). Я уже не ветхозаветная падшая, такая плотская и такая греховная, тварь, но тварь, обновленная Господом, та, которую пришел насадить в мире Христос Спаситель и которая созидается не обрезанием, а святой и непорочного жизнью по Богу, по евангельским заповедям Христовым.
Согласно святому апостолу Павлу, для нас имеет значение лишь наше духовное обрезание — Крест Христов, наше соучастие в нем, коим только и рождается новая тварь, святая, способная нерушимой своею верностью Кресту достичь отныне и самого Царствия Божия, чего я вам всем и желаю. Аминь.
7/20 сентября 1970 г.
Добавить комментарий