Слово епископа Феодора (Текучева) (+1985г.) в неделю перед Воздвижением Креста Господня

 О плотском и духовном обрезании

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные братие и сестры!

В предложенном сегодня нашему вниманию неболь­шом апостольском чтении святой апостол Павел обра­щает наше внимание на то, что с принятием христиан­ства, мир оставляет многие внешние требования ветхого закона, сохраняя из него для себя лишь основную Бого­духновенную его сторону, которую, принимая в целом, однако, «исполнил», то есть восполнил, дополнил, Гос­подь наш Иисус Христос благодатью Святого Духа, по­сланной Им от Отца.

Сын Божий, явившись на земле, даровал нам Свой Новый Завет, пришедший на смену Ветхому, Завет, за­ключенный Богом с «новою тварью» — со всеми нами, христианами, ради нашего спасения и утвержденный Им Своею Кровию, пролитою на Кресте.

В прочитанном ныне отрывке из Послания к Галатам святой апостол Павел сначала подчеркивает мысль о том, что все, что он говорит им, есть следствие постоян­ной его заботы о как можно более глубоком духовном их просвещении Светом Христовым, ради чего он не жалеет ни времени, ни труда.

Он говорит им: Видите, как много (в славянском пе­реводе: колицеми книгаминаписал я вам своею рукою (Гал. 6, 11).

Нам известно только одно Послание Павла к Галатам, остальные до нас не дошли, но, судя по его словам, их было немало, — причем написанных им собственноруч­но! Такова была его великая любовь к своей пастве, та­ково его собственное свидетельство о постоянном вни­мании к ней, что представляет собой замечательный пример для всех проповедников, миссионеров, совер­шающих и ныне свой благовестнический подвиг, при­мер для всех пастырей и архипастырей.

Но в чем же особенно наставляет апостол Павел га­латов в той части его послания им, что было прочитано сегодня?

Из текста видно, что в это время кто-то принуждал их, в соответствии с требованиями закона Моисеева, плотски обрезываться. Это могли быть просто иудей­ствующие, каковых тогда еще имелось много в ран­нехристианской среде, считавшие обычай обрезания существенным и для них как христиан.

Для чего они настаивали на выполнении этого чина?

Для того, пишет святой апостол, дабы похвалиться в вашей плоти (Гал. 6, 13) — вот, мол, как мы верны нашим еврейским обычаям даже и в плотской, физической на­шей жизни! Вот как мы соблюдаем закон!

Кроме того, здесь, по-видимому, имели место и какие-то практические житейские соображения, по­скольку обрезанных христиан тогда, вероятно, не столь гнали, как необрезанных. Об этом апостол Павел так прямо и пишет: принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов (Гал. 6, 12).

В результате подобное обрезание могло приносить галатским христианам законническую похвалу по пло­ти и в определенной мере могло избавлять их от го­нений. Притом апостол замечает, что все это по сути со стороны принуждающих оказывается лицемерием, поскольку, как говорит он, сами обрезывающиеся не
соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались
 (Гал. 6, 13).

В ответ же на все это и на то, что некоторые новона­чальные христиане хвалятся своей верностью прежним законническим традициям, апостол, будучи верен одно­му только Христу, пишет галатам такие замечательные слова: А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, [крестом,] которым для меня мир распят, и я для мира (Гал. 6,14).

Ведь для христианина весь прежний, ветхий, гре­ховный мир со всеми его похотьми «распялся», то есть уже погиб и не существует, а потому и не может иметь, по сути, никакой уже ценности и привлекательности. Единственно, чем следует отныне «хвалиться» хри­стианину, так это Крестом Господним, а значит, следуя Христу и Его учению, и «распинать себя» миру, и «рас­пинать» в себе «лежащий во зле» мир, то есть отказы­ваться от всех греховных мирских пристрастии. Вот это и есть истинное, настоящее, внутреннее, духовное об­резание, а не прежнее обрезание по плоти, ничего уже не дающее христианину. Ибо, как поясняет апостол, во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необ­резание, а новая тварь (Гал. 6,15).

Другими словами, для христианина важно только одно — насколько стал он «новою тварью», новым творением Божиим, подлинным христианином. И если это так, то он может, вслед за апостолом Павлом, ска­зать, что вот — вместо ветхозаветного обрезания — я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем (Гал. 6, 17). Я уже не ветхозаветная падшая, такая плотская и такая греховная, тварь, но тварь, обновленная Господом, та, ко­торую пришел насадить в мире Христос Спаситель и которая созидается не обрезанием, а святой и непороч­ного жизнью по Богу, по евангельским заповедям Хри­стовым.

Согласно святому апостолу Павлу, для нас имеет зна­чение лишь наше духовное обрезание — Крест Христов, наше соучастие в нем, коим только и рождается новая тварь, святая, способная нерушимой своею верностью Кресту достичь отныне и самого Царствия Божия, чего я вам всем и желаю. Аминь.

7/20 сентября 1970 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *