Слово игумена Максима (Рыжова) в день памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры!
Церковь Христова основана была для того, чтобы преображать человека: из грешного, одержимого страстями превращать в милосердного, чистого, светлого, подобного Ангелам. Мы видим, как многие из тех, кто приходили в Церковь, в храм Божий, изменялись, с помощью Божией очищали свою душу, сердце, чувства, помогали другим, творили чудеса. Можно сказать, что через них Господь творил чудеса. И одним из таких людей, которого Церковь необыкновенно преобразила, является преподобный и богоносньхй отец Сергий, игумен Радонежский и всея России чудотворец.
Скромный юноша, может быть, в жизни не так уж преуспевший, но решивший себя посвятить Богу, ушел в лес, который находился в его владениях. Вместе с ним пошел его брат с сыном, племянником Варфоломея, как тогда звали преподобного Сергия. Но жизнь в лесу оказалась очень тяжелой. Брат Варфоломея со своим сыном ушли в московский монастырь, не выдержав тех подвигов, которые были необходимы, чтобы жить в одиночестве, посвятить себя Богу. Преподобный Сергий остался один, к нему стали собираться ученики, и здесь, в лесу он познал в совершенстве духовную жизнь. Постоянно в смоем уме как образец для подражания он имел преподобного Антония Великого, преподобного Савву Освященного, преподобного Пахомия Великого и многих других подвижников первых веков. Они всегда были у него на памяти, и это укрепляло его в многотрудных подвигах и нелегком житии. Исполняя заповеди Божии, преподобный Сергий познал на опыте, что самое главное — это помощь ближним, любовь к Богу, к Отечеству. Помогая многим нуждающимся, исцеляя, изгоняя бесов, он видел, как страдает Русь под владычеством татаро-монголов и знал, что причина этих страданий не в набегах кочевников, а в той вражде, которая была на Руси, потому что, где вражда и междоусобица, там нет Бога. Преподобный Сергий на опыте познал, насколько благодатно мирное состояние духа, состояние любви и покоя, и стал примирять враждующих, усмирять князей, враждовавших между собой. Он понял, что возрождение Руси состоит в том, чтобы объединиться, перестать воевать друг с другом, и в этом единстве и любви состоит та великая сила, которая непобедима здесь, на земле.
Можно даже сказать, что Русь была до преподобного Сергия одной, а после него — другой. До него — это были мелкие враждовавшие между собой княжества, а после него Русь объединилась.
Со всех концов большой страны все шли к нему, спрашивая поучения, и он всех наставлял, как жить в мире и согласии. До сих пор со всех концов нашей необъятной страны люди приходят к нему, обращаются за помощью, за назиданием, и он всем дает вразумление и наставление. Вместе со своими учениками преподобный Сергий основал около ста монастырей. Его молитвой, его наставлением, его крепостью совершилась великая победа над татарами в Куликовской битве. И после блаженной кончины он не оставлял Руси. Царь Иоанн завоевал Казанское княжество с его помощью. Просвещение татар, освобождение от поляков происходило при непосредственном участии преподобного Сергия, который сам трижды являлся Минину побуждая идти на защиту Отечества. И впоследствии каждое великое событие происходило при его участии, он помогал нашему государству, нашей стране и до сих пор помогает. Мы называем себя его чадами, потому что также должны любить Бога, ближних, свое Отечество, как он, стараться творить дела мира и согласия, а не вражды и злобы, помня то, что каждый наш грех, каждое наше плохое слово или дело вредят не только нам, но и Церкви и Отечеству.
Сегодня, вспоминая память преподобного и богоносного отца нашего Сергия, дорогие братья и сестры, постараемся осознать, что мы пришли в Церковь так же, как и он, для того, чтобы на земле оставить о себе благую, добрую память, и, восприняв в себя благодать Божию, преобразуя себя с помощью благодати Божией, постараться тот мир, который мы приобретем в своей душе, в своем сердце нести нашим ближним и нашему Отечеству. Аминь.
Добавить комментарий