Слово игумена Тихона (Борисова) в день Богоявления Господня

Так надлежит нам испонить всякую правду

Сегодня Господь смиренно погружается в Иорданские струи. Сегодня Он, безгрешный, вместе с толпами грешников, уязвленных страстями и пороками, приходит на берега этой нашей сложной, невдохновенной земной жизни. Он, не нуждающийся в покаянии, слушает проповедь Иоанна Крестителя! И вместе с вереницами тысяч людей на Иордан приходит Сам Бог, чтобы принять крещение.

Предтеча узнает Мессию, ужасается, и как говорит евангелист Матфей, «удерживает» Христа: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?»И тогда он слышит кроткий Небесный, Божественный ответ: «Так надлежит нам исполнить всякую правду».

Правда и Истина Богоявления открылась и просияла человечеству в Христе, погружающемуся в хрустальные воды Иордана, в «Родителевом гласе»: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» и в Духе, сходящем с Неба «в виде голубине».

«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение».

Сегодня удивительный Праздник. В древности Рождество Христово и Крещение было единым великим Торжеством! В литургических текстах, которые являются настоящим сокровищами нашей Церкви, подчеркивается, что если благодаря Рождеству Христову освятилась вся земля, то в Крещении Господнем было освящено естество воды:

«Земля освятися Рождеством Твоим, Слове, поведающим небесем звездою славу Твою. Ныне все водное естество благословится, Тебе плотию крещщуся, и род земнородных к первому взыде паки благородию».

Господь погружается в Иорданские струи не для очищения от греха, но чтобы освятить эти воды, преобразить и наполнить их жизнью. Чтобы привести и наши сердца к благородию, сделать их благородной почвой для любви, добра и смирения.

В древней Церкви праздник Богоявления называли «днём светов». «Явися ecи днесь Вселенной, и Свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел ecи и явился eси, Свет неприступный». Сегодня Святая Церковь купается в этом таинственном неприступном свете. Сегодня сотни тысяч купаются, погружаются, окунаются в реки, озера, проруби. Не для физического здоровья, не для того, чтобы поставить рекорд, но чтобы ощутить полноту Торжества, атмосферу Небесной Тайны!

Сегодня нам очень нужен Божественный Свет! Без него человеческое сердце — бесплодная, страшная растрескавшаяся пустыня. Без этого Света, жизнь — это путеводитель по смерти. Только, чтобы стяжать этот Свет, наполнить им пространство нашего сердца, нужен не день, не годы… Для этого нужна вся наша жизнь. Филигранная духовная работа над своей душой не прекратится до гроба.

Как-то однажды, уже будучи всемирно известным ученым, Альберт Эйнштейн был приглашен на ужин. Рядом оказалась молоденькая девушка. Завязался разговор, и девушка спросила лауреата Нобелевской премии: «А чем вы занимаетесь?» «Физикой…» — скромно ответил гений. «И сколько времени?» «Всю жизнь…» — сказал он. «Всю жизнь?! — искренно удивилась собеседница, — Бедняжка! А мы в колледже прошли ее за полтора года!»

Духовная жизнь — это не физика. Нам не хватит и всей нашей жизни, чтобы пройти эту трудную науку кротости, смирения, великодушия, любви и молитвы. И науку эту мы изучаем не за школьными партами, не в университетских аудиториях… Науку самопознания, борьбы со своим эгоизмом, со своими страстями мы проходим в наших буднях, в наших ежедневных встречах с людьми. И когда Господь вызывает нас на экзамен к доске, то часто мы пишем ответ не мелом, а своей собственной кровью! Другого пути нет. «Отдай кровь и прими дух», — учат нас святые отцы.

И эта духовная борьба за раскрытие в себе образа Божия, обожение, уподобление Христу — самая важная, самая трудная, но самая глубокая, светлая и творческая духовная работа человека. В чине освящения Великой Агиазмы есть такие замечательные молитвенные строчки:

«Ты бо, хотением от не сущих во еже быти приведый всяческая, и Твоею державою содержиши тварь, и Твоим промыслом строиши мир, Ты, от четырех стихий тварь сочинивый, четырми времени круг лета венчал ecu. Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды, Тебе слушает свет, Тебе трепещут бездны, Тебе работают источницы… Исповедуем благодать, проповедуем милость, не таим благодеяния».

Мир — это удивительная поэма, прекраснейшее художественное полотно. И Господь — Творец, Создатель, Художник и Сочинитель этой гармоничной, универсальной картины, этой вселенской, чудесной поэмы мира. И в образе Божием, заложенном в человеке есть творческая проекция. Человек — это творческое существо. Творческая жилка заложена в каждом из нас. Кто-то становится художником, кто-то писателем, кто-то вышивает крестиком. А кто-то с любовью воспитывает своих детей — это тоже творчество. Иной строит здание и в него вкладывает свою душу.

Творческие возможности необъятны. Ну, а если под рукой нет кисточки, бумаги, стамески, глины или других необходимых инструментов и материалов? Что тогда? У каждого из нас под рукой, рядом всегда есть прекрасный материал, мягкая податливая глина — наша собственная душа. Её надо украшать! О ней заботиться. Её лечить. О ней думать. Главное — чтобы мы не теряли вдохновения, не выгорали, помнили о Небе, старались стяжать покаянный дух, дух любви, радости, мира!

Лев Толстой говорил: «Держись за землю. Одна земля не предаст!» Вот оно, самое страшное устроение — держаться только за землю. Преподобный Исаак Сирин утверждает, что «слово о добродетели требует сердца, не занятого землёй». У каждого из нас много земных обязанностей, дел, устремлений. Но задача наша — держаться за Небо. Земля — может предать! Небо — никогда!

Поэтому в серой череде будней, сквозь заботы и суету, через трудности и боль, шагая ступенями ежедневной борьбы, обливаясь потом скорбей и непонимания, мы не должны терять ощущения жизни, как Тайны, как Божественного Чуда, трепетного прикосновения к нашей душе Небесного Промысла!

Блаженный Августин, комментируя Евангелие говорит, что чудо — не только приумножение хлебов, но и само произрастание хлебов! Это очень важная мысль. Верующее сердце должно уметь рассмотреть тайну, глубину, чудо в каждом мгновении нашего бытия — в улыбке ребенка, в слезе старика, в хрустальных каплях Крещенской агиазмы!

Господь открывает наше сердце Евангельскими страницами. Он прикасается к нашей душе через красоту мира, через мерцание звезд, через поэзию падающего снега. Он будит нас внезапной болью, потерей дорогих людей, разнообразными скорбями. Он тихо и бережно приглашает каждого из нас на Небесный Свой пир! Но Он никогда не заставляет! Не домогается. Никогда насильно не пихает нас в спину. Господь просто ждет и надеется. Надеется и ждет.

Как однажды кто-то саркастически спросил старца: «Ну, хорошо! Человек верит в Бога! А в кого верит Бог?» И старец ответил: «Бог верит в человека!» У Него — ни одной незамеченной снежинки! Ни одной брошенной или забытой души!

Главное — это не быть мертвым. Быть чающим движения воды. Видеть красоту богоподобия в каждом человеке, встречающемся на нашем жизненном пути. Преподобный Силуан Афонский говорит: «Когда я был еще в миру, люди меня хвалили, и я думал, что я хорош. Но, когда пришел в монастырь, я узнал хороших людей и понял, что не стою одного пальца их и даже их портянок — вот как можно ошибиться и попасть в гордость и погибнуть!»

Торжество Богоявления — это возможность в огненных водах Иордана, как в зеркале, увидеть лицо ближнего, увидеть свое лицо, увидеть лицо всего нашего народа. «Россия для того только и живёт, чтобы хранить христианство», — говорит Достоевский.

А самое главное — это то, что сегодня мы видим, как Спаситель мира погружается в Иорданские струи. Он присоединяется к исстрадавшемуся человечеству. Вместе с кающимися грешниками приходит Он, не имеющий нужды в покаянии. Вместе с толпами грешников, крещается Он, безгрешный!

19 января 2016 г., Оптина пустынь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *