Слово иерея Олега Гадирова в праздник Обрезания Господня и день памяти святителя Василия Великого
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Cегодня мы празднуем день Обре́зания Господня и день памяти святителя Василия Великого, литургию которого мы сегодня с вами торжественно совершили.
Этот день мы с вами воспоминаем как событие, которое происходило с Господом Иисусом Христом на восьмой день после Его рождения. Тогда в ветхозаветной Церкви был такой обряд, когда младенца мужского пола по восьми дней от рождения своего посвящали Господу и совершали над ним обряд обре́зания. Этот обряд того ветхого времени стал прообразом нашего сегодняшнего Крещения, поскольку тогда еще не было той благодати, которую принес в мир Спаситель и которая стала действовать на нас с вами, благодаря созданию Им Святой Церкви, то тогда вот таким образом — немного жестоким и варварским — посвящали младенцев Богу, и в то время Господь так же был принесен, как и любой обыкновенный человек, для того, чтобы над Ним совершился этот обряд.
В этом мы с вами видим Его глубочайшее смирение. Ведь, в принципе, Он не нуждался ни в каком очищении или каком-то воздействии извне, но тем не менее, будучи Абсолютным Человеком, и при этом соблюдая все законы, которые подобало исполнять человекам неукоснительно, мы видим на протяжении всей Его жизни, что Он не попрал ни одного закона, и поэтому Священное Писание нам и говорит, что Господь пришел не разорить закон, но исполнить.
И поэтому мы сегодня с вами воспоминаем это событие, потому что для каждого из нас в нашей с вами христианской жизни самый главный день — это день нашего с вами Крещения, день нашего с вами рождения в Господе Иисусе Христе, тот самый день, когда мы с вами стали членами Святой Вселенской Соборной Православной Апостольской Церкви.
Этот день для каждого действительно имеет неизреченное значение. Но, к сожалению, не все из нас имеют представление о важности этого дня и значимости этого события. Многие не понимают, в чем состоит это Таинство и так же, как когда-то в ветхозаветной Церкви, считают это всего лишь обрядом. Но между обрядом и Таинством есть серьезная разница, которую вам, дорогие мои братья и сестры, как православным христианам, знать подобает.
Дело в том, что обряд — это священнодействие, которое связано лишь с внешней формой жизни человека при Церкви, а Таинство — это то и тогда, когда Дух Святый прямым действием воздействует на человеческую душу и непосредственно сочетается с человеком. И вот когда человек проходит через Таинство Крещения сегодня, в наши дни, в Церкви Новозаветной, в Церкви Православной, он сочетается со Христом, и поэтому мы с вами, когда совершаем Крещение, воспеваем песнопения: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».
Человек в Крещении на самом деле не просто проходит какой-то обряд или какие-то определенные молитвы над ним совершаются. Действием Святаго Духа человек, добровольно приходящий к Богу, умирает для греха и для злого мира и рождается в жизнь вечную со Христом Иисусом, облекаясь в Его плоть, облекаясь в Его силу, облекаясь Духом Святым в Его последователя, Его духовного друга, сына, верного подданного.
И вот мы с вами часто забываем о том, что наше с вами Крещение — это не какой-то магический обряд, а действительно величайшее Таинство, которое может быть осознано только человеческим сердцем — даже не разумом, а именно сердцем, потому что только сердце человеческое способно быть абсолютно и бесконечно предано Богу.
И вот если Крещение, которое мы с вами принимаем в Святой Церкви, не будет для нас осознанным, то тогда вряд ли наша с вами жизнь будет христианской и православной, вряд ли мы сможем реально совершить свой путь по стопам Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа.
И вот если вы не помните и не знаете о том, каким образом происходит Таинство Крещения, если вы сами проходили через это Таинство давно, то обязательно постарайтесь узнать подробности — в чем же смысл этого великого Таинства и почему такова благодать, действующая на человека. Чем же она сорастворяет естество человеческое таким образом, что человек кардинально меняется? Но это не значит, что он меняется без воли своей на это — заложено некое зерно в человека, чтобы он, человек, приняв эту благодать в Таинстве, всю свою жизнь сознательно и добровольно взращивал это зерно, из которого получилось крепкое древо веры, которое могло бы принести хорошие и добрые плоды.
Но часто, чаще всего, в большинстве случаев люди ограничиваются только внешней формой. Часто родители, сами не имея никакого упования, просто приносят ребенка для того, чтобы окрестить его — ну, на всякий случай, как магический обряд — чтобы оградить его от каких-то неприятностей и прочее.
Но не только сила ограждающая действует в Таинстве Крещения — сила отречения от сатаны, сила сочетания со Христом, сила преданности Богу и отречения от мира действует в этом Таинстве. Раз и навсегда, единожды даденная человеку, эта благодать может его оживлять и оживотворять всю его жизнь. Для этого и существует Таинство Покаяния, потому что Богу известна наша немощь и наша сложность устроения от греха, оттого, что мы склонны ко греху и что наши ценности далеки от тех ценностей, которые нам с вами проповеданы Богом. И поэтому существует то Таинство, в котором мы можем восстановить свое естество, восстановить свою личность, которая повреждена нашим греховным устроением и поступками греховными, которая изуродована нашими страстями.
Для того мы и приходим к исповеди — для того, чтобы восстановить свое отношение с Богом, отношение, которое мы порушили своим грехом добровольно, сознательно или не очень, но порвали эти взаимоотношения, ведь когда человек согрешает в своей жизни, не Бог отходит от человека, а человек удалятся от Того, Кому он обещался верой и правдой служить всю свою жизнь.
И каждый раз, когда человек совершает грех — вольно или невольно — он отступает от Бога и разрывает с Ним связь. Потому Милосердный Господь и даровал нам это Таинство Покаяния. Исповедь — это не просто обряд, в котором можно сделать доклад о проделанных грехах. Исповедь — это то Таинство, в котором совершается абсолютное осознание человеком своей неправды, своего греховного разрушения, своего падения, и желания исповедуются в этом Таинстве. Восстановиться с Богом, восстановить свои обеты, обещания, которые человек дал во Святом Крещении Богу, и чтобы больше никогда уже не изменять Богу в своей жизни — дается нам Таинство Покаяния.
Дорогие братья и сестры, этот день особым образом располагает нас к тому, чтобы мы внимательно и искренне разобрались в том, что́ есть для нас с вами Таинства Церкви, чтобы мы перестали, как недоразвитые язычники, относиться к Церковным службам и Таинствам, как к магическим обрядам, которые якобы существуют для ублажения наших земных потребностей.
На самом деле все Таинства Церкви, все ее священнодействия направлены на то, чтобы сочетать человеческую душу с Богом, очистить ее благодатью и сделать ее способной ко спасению.
Именно о душе, о ее вечной жизни — молитвы и переживания Церкви в первую очередь и во главу угла совершаются. И потому мы, вспоминая сегодня то событие, которое было совершено над нашим Господом Иисусом Христом на восьмой день от рождения, мы должны с вами понимать, что не ради обряда мы приходим в Церковь и что церковная жизнь дана нам с вами для того, чтобы мы утвердили свою духовную повседневную жизнь в Церкви Христовой, чтобы здесь, в лоне Православной Церкви, мы обрели ту опору, ту помощь духовную, которая так необходима нам в духовном делании. Не только в физических каких-то моментах, не в житейских нуждах мы должны искать здесь опору, а именно в духовном делании борьбы со грехом, противостоянию злу внутри нас, чтобы не дать ему власти над нами, ведь мы однажды и искренне в Таинстве Святого Крещения от этого зла все с вами отрекались.
И дай нам Бог, чтобы памятью этого дня, благодатью Господа нашего Иисуса Христа наша с вами жизнь не оставалась номинально формальной, чтобы мы не были с вами успокоены, убаюканы самооправданием и самолюбием. Когда мы говорим себе: «Достаточно того, что я делаю: я захожу иногда в храм, я подаю записки и ставлю свечи — будет с меня. Много ли Богу от меня надо? — У Него все есть», — это все самооправдания лукавые и неправедной жизни самооправдания.
Если человек не любит Бога, то и душа не зовет человека к Богу; если человек не любит человека, то и не тянет к человеку. И поэтому, если нас не тянет к Богу, значит, у нас есть очень серьезные проблемы с тем, что мы потеряли ту благодать, мы умалили ту благодать, которую Господь даровал нам в Таинстве, мы потратили ее не на то, не за чем, не для пользы потратили. И потому, опомнившись однажды о том, что мы — христиане, не те только, кто носит крестик на себе, как атрибут, некий символ, а те кто, нося на себе крест, исповедуют веру и преданность Богу, кто жизнью своей утверждает слова веры, а не словами только о ней говорит.
И дай вам Бог в этот день, памятуя об этом событии, об этом Праздновании, которое мы совершаем сегодня, укрепленные благодатью Свыше, не отступить от веры, ибо она — все в жизни. Если нет ее, если человек теряет эту веру, он теряет себя, свою жизнь и свой смысл жизни теряет.
Дай вам Бог в этот день благословением Свыше никогда и ни в чем не отступать от веры Православной.
Храни вас всех Господь!
Сказано 14 января 2014г. в храме Рождества Христова, г. Казань
Добавить комментарий