Слово иеромонаха Силуана (Межинского) в день памяти святых благоверных российских князей страстотерпцев Бориса и Глеба
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры, сегодня мы вспоминаем наших первых русских святых, святых князей, благоверных страстотерпцев — Бориса и Глеба. Это первые святые, которые были канонизированы на Святой Руси.
Многие христиане, особенно в наше время, не могут понять смысла их подвига. Ну понятно, есть преподобные, есть мученики, есть святители, а в чем же подвиг страстотерпцев? И, действительно, в чем состоит добродетель быть убитым безропотно, т. е. как бы, не сопротивляясь, и в чем здесь Святость?
Летописец, который описывает все это, отмечает это особо и говорит, что многие гибнут в боях, в ратных подвигах, но почтены святые братья именно за то, что не хотели поднять руки на своего родного брата, старшего брата — Святополка, который хотел захватить власть. Они не хотели совершить этот братоубийственный поступок. Они проявили крайнее смирение, любовь и послушание своему отцу — Великому князю Владимиру, которому наследовал старший брат.
Пусть и посредственно, но они выполнили заповедь: чти отца твоего и матерь твою(Исх. 20, 12). Вот слова Бориса: «Не подниму руку на брата своего старшего: если и отец у меня умер, то пусть этот будет мне вместо отца». И в другом месте он говорит: «Если он, Святополк, кровь мою прольет и на убийство мое решится, буду мучеником перед Господом моим. Не воспротивлюсь я, ибо написано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет. 5, 5).
Не захотел Борис, а позже и другой брат Глеб, проливать кровь брата своего, ради достижения земной славы, могущества и всего остального. Оба сознательно хотели уподобиться Христу, научиться у Него кротости и смирению, чтобы обрести вечный покой в вечности, ибо они хотели своим примером показать миру в кого они верят, чем они живут и чем пропитана вся их жизнь — не желанием продержаться на этой бренной земле, хотя бы, еще одни сутки, а именно желанием Вечной Жизни. Это нам пожизненный всем пример, всем нам людям, как надо жить и к чему стремиться.
Страстотерпчество, насколько мы знаем по истории мира, это, вообще-то, по преимуществу русский вид Святости. Мало где есть святые страстотерпцы в других церквях православных. Почему? Потому, что исторический путь России — путь страданий, а в страданиях можно вести себя по-разному. Вот, как на Голгофе, один разбойник висел и проклинал все на свете, Бога проклинал, всему был недоволен, всему не радовался, плохо ему было, а другой висел и благодарил Бога, признавал себя достойным за свои грехи и смиренно молился Спасителю. За то и он был принят первым в Рай — первый в Рай вошел благоразумный разбойник. И вот, такое безропотное принятие смерти, с исповеданием Иисуса Христа, возводит душу туда, где находится сам Господь Иисус Христос.
Страстотерпцами называют тех праведных христиан, которые понесли тяжелые страдания и приняли смерть от убийств. Кого мы еще знаем, наших великих страстотерпцев — святые Андрей Боголюбский, князь Михаил Тверской, отрок Димитрий Угличский и другие.
Смысл подвига страстотерпцев в христианской любви к врагам, той, которую не имеют другие — веры, незлобию и терпению по образу Христа. Добродетель, конечно, не в том, чтобы быть невинно убитым, а в том, чтобы встретить смерть от рук убийц с достоинством, без личной злобы к ним и принятия от Господа Его Святой Праведной Воли. Ибо Христос все сделал так. Хотя Он мог все остановить, но Он принял смерть от рук убийц.
Так вот, люди так живущие, как святые Борис и Глеб, уподобляются самому Христу. Простой человек в теле, вот, посмотрите, какая любовь у людей может. Люди, вообще, забывали о женах, о матерях, о детях, о родственниках, о могуществе, о славе, обо всем, просто идут на смерть «легко и просто», потому что они знают, что жизнь-то здесь — это «тень Будущего Века», а все остальное, вся жизнь, начнется только там. И вот, в этом смысле становится понятно нам всем.
И как жалко тех, кто не понимает, а почему же Русь Святая канонизировала Святаго Царя Николая II со всей царской семьей. Недавно услышал я такую фразу, что Царь Николай ничего в своих руках не удержал, поступил малодушно и все бросил и от всего отказался, т. е. струсил. Я говорю: «Это называется трусость»? Человек, который знал по предсказаниям преподобного Серафима Саровского, которому дали прочитать в 1905 году, знал день, час, место, где, как, что с ним произойдет, в каких мучениях все произойдет… Он, наоборот, не то что струсил, он, наоборот, показал народу: «Народ, хорошо, я знаю, что вы меня убьете, я знаю, что вы меня убьете вместе с моей семьей, я знаю как вы меня убьете»…
Царь после этого письма очень долго плакал, все это подтверждают свидетели, и зная все это, он 12 лет посвятил тому, что Русь поднял в сверхдержаву, самую великую страну в мире сделал. Не будем говорить об экономических и технических достижениях, которые сделал царь, но он русскую землю вместе с русским народом возвел на такую высоту, на которую до него еще никто никогда не доводил. И он хотел этим показать: вот, возведя вас на такой пьедестал, вы меня все равно убьете… Так, что же вы за верующие, что же у вас за души такие?
И поэтому сейчас, когда слышишь недовольных правительством, недовольных, там, президентом, так жалко этих людей. Насколько надо быть эгоистом, насколько надо быть самовлюбленным человеком, не замечающим ничего. Люди, которые считают виновными во всем других. К ним нет какой-то там злости, мести или чего-то, к ним только одно чувство — жалость. Люди, не имеющие в себе Христового смирения, Христовой любви, они жалки. И самое страшное, что не знаешь чем им помочь, потому что человек купается в этой «жалости», делится со своими друзьями, родственниками этой «жалостью», в это уныние, отчаяние погружает всех вокруг. И как он живет, что у него за жизнь? Он уже себе ад устроил на земле, он уже готов к аду, потому что у него ад уже в душе — он недоволен тем, он недоволен этим, он недоволен всем.
Почему говорят самоубийство страшный грех? Потому что высшее недовольство Богом и Его Святой Волей, это и есть самоубийство. Человек говорит: «Господи, Ты думаешь Ты решаешь сколько мне жить? Нет! Это я бог! Я решаю, сколько мне жить; я решаю, как мне «командовать» своей жизнью; и в любой момент я могу уйти. Не Твой Промысел во всём руководит, а моя воля. Я — бог…». Вот это страшный грех, почему самоубийцы находятся ниже всех в страшных муках в аду.
Так вот, нам пример святых стратотерпцев Бориса и Глеба показывает какую любовь надо иметь, к чему надо стремиться и почему так велик подвиг страстотерпчества на Руси. Они пали жертвой чужого коварства и заговора, но смиренно отказались поднимать руку. Огонь, который горел в сердцах людей, которые их убили, нельзя было погасить горящей смесью, ибо вражда только поражается любовью.
Недавно в келье преподобного Амвросия открыл просто одну из старинных книг и прямо читаю такие слова «Глава о наказании». Древняя книга какая-то, 18 – 19 век, и там написано: «зло можно только победить любовью», т. е.не продолжая зла, не отвечая злом на зло, ибо зло можно погасить только любовью в своем сердце. В Священном Писании Господь сказал: кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец (1 Ин. 4, 20). И поверьте, это слово — истина и никто сам себя не обманет.
Так вот, когда Святополк самовольно занял Киевский престол, дружина предложила Борису пойти на Киев, но он отказался, и дружина покинула его, он остался совсем один. Вот они православные воины, которых оказалось рядом с ним много и ни у одного в сердце не оказалось искры Божией, потому что они ее сами в себе загасили. Потому что он (Борис) не хотел проливать кровь брата и других русских людей.
Правда Божия и причастность к ней, в принципе, не исключает возможность применения силы. Самое известное мы помним изречение святителя Филарета Московского: «Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества и гнушайся врагами Божиими». Так что, словосочетание «православный воин» не пустое слово, а определенность призвания. В разном чине и звании можно служить Богу, и воины также могут быть православными христианами и служить Богу и Отечеству с оружием в руках.
Так вот, когда Ярослав, названный впоследствии Мудрым и прославленный в лике святых, желая воздать по заслугам убийцам своего брата, окаянному Святополку, пошел на него войной, и победил его в это время Десницей Божьего отмщения, и тоже исполнял Волю Божью. Он и прославлен именно потому, что сделал это. Но он сделал то, что ему было велено.
Чтобы все другие люди знали, что, все-таки, Божья Правда в том, чтобы одни становились страстотерпцами, но зло не должно торжествовать в мире и все, кто хотят творить зло, должны знать, что наказание за зло, которое сотворили, может начаться уже здесь, на земле, не только там в аду, но и еще здесь, надеясь на что-то, он может потерять абсолютно все.
Мы верим, что молитвы этих святых являются щитом и ограждением для всей нашей страны — России. Для страны кротких, долготерпеливых, милосердных, но мужественных и решительных людей. Готовых всегда выступить против любого агрессора во исполнении завета святого Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде!» Кто к нам придет с мечом агрессии и злобы, от меча и погибнет. Аминь.
6 августа 2016 г. Оптина пустынь.
Добавить комментарий