Слово митрополита Аристарха (Смирнова), Кемеровского и Прокопьевского в день памяти святой великомученицы Варвары

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня Церковь вспоминает имя святой мученицы Варвары. Многие женщины носят это имя. Совсем недавно мы вспоминали имя другой мученицы — Екатерины. У этих мучениц много общего — они были современницами и погибли по воле одного и того же императора Максимина, который в начале IV века, уже на излете страшных гонений на христиан, обрушил на них свой гнев.

Однако в истории святой великомученицы Варвары есть нечто, что особенно потрясает сознание. Когда читаешь Житие святой, то невольно задаешься вопросом о том, откуда она получила эту силу. Как могла юная девушка вынести то, что было бы не под силу самым физически сильным и мужественным людям? И понимаешь, что никакая физическая сила, никакая человеческая воля не способны дать такое терпение человеку — то была воля Божия, то была сила Божия, которая поддерживала и одухотворяла Варвару.

Сказанное весьма поучительно для современных людей, многие из которых непременно хотят быть сильными. Это хорошее желание, но нужно помнить, что подлинная сила есть сила человеческого духа. Без Бога эта сила от человека сокрыта — тогда он может опираться лишь на свои возможности и на свои силы, которые несоизмеримы с силой Божией. Той силы, которой обладали святые мученики, самостоятельно достичь невозможно. Каждый, кто сегодня хочет быть сильным, одерживать победы, хочет достигать многого в своей жизни, должен помнить, что все эти человеческие победы возможны, когда наш дух укрепляется силой Божией.

И вот еще о чем невозможно не подумать — это о страшной трагедии в семье Варвары. В самом деле, отец превращается в зверя, в мучителя своей собственной дочери. Что это за ужасная трагедия, что толкало этого человека на безрассудные поступки? Да, он имел иную веру, чем его дочь. У него были другие убеждения, чем у дочери. Но разве можно оправдать иными убеждениями, иной верой ту страшную жестокость, которую отец проявил к дочери?

Думая об этой катастрофе семейной жизни, невольно задумываешься и о беде, что пришла и в нашу большую семью, в нашу Россию. Регулярно в стране, в разных городах происходят криминальные события, преступления, которые всех нас глубоко волнуют. Это тоже беда, являющая жестокость в нашей большой семье. Внешне это может выглядеть как столкновение людей разных религий, разных взглядов на жизнь. Но если внимательно подумать о том, кем был Диоскор, отец Варвары, проявивший страшную жестокость, то понимаешь, что он не был человеком религиозным. Он был язычником, он верил в идолов, он был безбожником, отрицавшим Бога. В его семье столкнулись не две веры, по-разному воспринимающие Бога, а языческое безбожие и вера.

Когда нам сегодня говорят, что конфликты, которые имеют место среди нашей молодежи, продиктованы разными верами, то это глубочайшее заблуждение и неправда. Только безбожное язычество может сталкивать людей, в результате чего погибают люди; и только безбожное язычество может породить и у местного населения реакцию, в результате которой страдают и гибнут неповинные люди.

То, что с нами происходит, — это не конфликт вер. Это иллюстрация того, кем становится человек, который утрачивает всякую веру и живет как язычник, как тот самый Диоскор, что терзал свою собственную дочь.

Что же будет дальше? Если народ наш не осознает, что невозможно жить по законам языческого мира, то будет все, что захочет человеческая плоть. Будет безрассудство, будут самые страшные преступления, и никакие правоохранительные органы, никакие законы не остановят людей — человека могут остановить только совесть, только вера, только убеждения. Только религиозная жизнь может удержать от подобного рода преступлений.

Нам хотелось бы сказать о том, что насилием, злобой невозможно достичь своих целей. Когда в русские города приезжают граждане, имеющие другую культуру, религию, они должны стремиться жить мирно, входя в духовную, культурную жизнь большинства народа, и расчищать себе дорогу в жизнь не силой, не этнической солидарностью, не преступностью, а честным взаимодействием с другими, получением образования и работы, устроением семейной жизни, созиданием общего Отечества. Так и местные жители должны не насилием, не грубой силой, не жестокостью останавливать безрассудство других, но солидарностью и таким выражением протеста, которое не провоцировало бы все новые и новые всплески насилия, но оказалось бы достаточным, чтобы вразумить и власть, и правоохранительные органы, и самих подстрекателей межнациональной розни.

И Диоскор, тот самый деспот-отец, и местный правитель, что отдал страшные приказы мучить и казнить святую Варвару, были умерщвлены Богом. Пускай этот пример тоже поможет всем понять, что жизнь по языческому закону плоти не приносит человеку ни радости, ни счастья, ни благополучия, но лишь собирает над ним гнев Божий.

Всех вас сердечно поздравляю с днем памяти святой великомученицы Варвары. В Церкви жития святых — это вечно живой пример, на который ориентируется верующий человек. Будем молиться святой мученице Варваре о том, чтобы по ее святым молитвам умиротворялись семейные конфликты, чтобы по ее святым молитвам преодолевалось разделение среди народа нашего, чтобы по ее святым молитвам дух языческого идолопоклонства, жестокости и ненависти уходил из жизни нашего народа. Верим, что она, как и сонм святых, в земле Российской просиявших, и всех иных мучеников и исповедников, приклонит к нам и к Отечеству нашему милосердие Божие. Аминь.

Сказано в Знаменском кафедральном соборе г. Кемерово 17.12.2013

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *