Слово митрополита Григория (Чукова) Петроградского и Новгородского (+1955г.) в день памяти Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова
В день памяти Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова Св. Церковь в евангельском чтении говорит нам о событии усыновления Христом на Голгофе Апостола Иоанна Пречистой Деве Богоматери, возводя таким образом нашу мысль к Кресту Христову, к Его крестной смерти, как величайшему подвигу, завершившему служение Христа спасению грешного мира.
«Когда я вознесен буду от земли, Я всех привлеку к Себе», говорил Христос Своим ученикам за несколько дней пред Своими страданиями, «давая разуметь, какою смертию Он умрет» – замечает евангелист (Ин. 12, 32-33).
Мы знаем из евангелия, что «слово Христа было со властию» (Лк. 4, 32); Его всегда окружало множество народа, принося к Нему больных и страждущих для помощи и исцеления, слушая Его наставления, забывая при этом даже о пище…
А когда по воскресении Он послал Своих учеников на проповедь Евангелия, то «слово о Кресте» апостолы пронесли по всему тогдашнему миру (1 Кор. 1, 18), и апостол Иоанн в своем послании уже восклицал: «сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5, 4).
В чем же сила этого явления? – сила победы «слова о Кресте?». Ведь евангельское учение с его призывом к всепрощению и любви не только к ближнему, но даже к врагам, с его призывом к смирению и терпению «до конца», к самопожертвованию «даже до смерти», к подавлению всяких нечистых вожделений и к совершенной внутренней чистоте — все это учение до противоположности расходилось со взглядами и обычаями жизни тогдашнего мира с его развращенностью и жестокостью; и однако оно привлекло мир ко Христу…
Мы видим в жизни и знаем, что всякое наставление только тогда бывает жизненно и убедительно, когда оно подтверждается примером. И чем строже правило, тем необходимее подтверждение его жизни примером. И потому евангельское учение для своей действенности должно было явиться непременно в виде живого увлекательного примера.
И мы видим, что вся жизнь Христа на земле и особенно Его Крестная смерть явились таким живым, совершенным, убедительным и увлекательным примером, запечатлевшим Его высокое нравственное учение о любви, терпении, самопожертвовании и идеальной внутренней чистоте.
Христос на кресте, невинно осужденный, униженный, поругаемый, изъявленный. Издевательства и тут не оставляют Его: окружающая толпа и сами первосвященники с книжками и фарисеями продолжают свои дикие насмешки и ругательства. А Он?… Он, сокрушаясь о духовной слепоте Своих распинателей, только молится о них: «Отче, отпусти им: не ведят бо что творят» (Мф. 27, 39-43; Лк. 23, 34)…
И эта всепрощающая любовь поражает самих распинателей. И сам глава римской стражи у Креста Христова — сотник — восклицает: «воистину Он был Божий Сын» (Мф. 27, 54)…
Вот в чем сила влияния Христа на мир, сила перерождения взглядов и строя языческого мира и торжества нравственного учения Христа: в живом ярком поражающем примере и всепрощающей любви проповеданного Христом учения…
По завету Христа святые апостолы пошли и пронесли «слово о Кресте» по всему миру, запечатлели это «слово». Эту проповедь примером своей высокой жизни и этим привлекли Христу мир, и изменили направление всех движений человеческого сердца от греха и зла в сторону добра и правды…
К вам, братие, дорогие питомцы нашей духовной школы, мое слово.
Вступив под своды нашей школы, вы тем самым выразили стремление послужить Христу, пронести свет учения Христова в массы и упасти их в Церкви Христовой.
Таким образом, вы взяли на себя задачу быть продолжателями дела Христова, дела Св. Апостолов: быть светом мира, быть солью земли, воспитать в людях нравственные начала учения Христа, воспламенить сердца людей теплотою евангельской любви и чистотою евангельского совершенства.
Задача великая, прекрасная, святая.
Но помните, что эта задача может быть осуществлена только чрез личный пример жизни каждого из вас. В нем — в личном примере — может быть сила вашей пастырской проповеди, пастырского служения, пастырского звания.
Помните: в нравственной области «сказать» — ничего не значит, и — все «сделать» – показать личным примером возможность и действенность проповедуемого учения.
«Кто сотворит и научит — сей велий наречется в Царствии Небесном» сказал Христос (Мф. 5, 19).
А если этого нет, то сколько бы мы не говорили «Господи! Господи!» – мы можем услышать только «Я никогда не знал вас, отойдите от Меня делющие беззаконие» (Мф. 7, 22-23).
Таковы, братие, ваши задачи, такова ответственность и таковы могут быть результаты вашей деятельности.
Несите же взятый вами на себя подвиг — честно, твердо, до конца, с крепкой надеждой на помощь Божию, с ярким пламенем любви в сердце, с напряжением всех сил до самопожертвования, верьте, что даже невозможное для обычных сил человеческих возможно при помощи силы и благодати Божией, по слову Христа Иисуса.
Сказано на литургии в семинарской церкви г. Ленинграда 26 сентября (9 октября) 1950 г.
Добавить комментарий