Слово митрополита Иоанна (Разумова), Псковскаго и Порховского (+1990г.) на день пророка Божия Илии

Дорогие братия и сестры!

Сколько замечательных подробностей сохранила до нашего сведения Библейская история жизни про­рока Илии. По выражению Сираха, св. Илия был как огонь и сло­во его горело, как светильник (Сираха 28, 1). Много сказано в Писании прежде всего о молитве св. пророка Илии необычайно сильной. Он едва трижды воззвал ко Господу, простершись над мертвым отроком, сыном вдовы Сарептской, со словами: «Го­споди Боже мой! Да возвратится душа отрока сего в него», — как мертвый ожил (3 Царств. 1, 21-22). На горе Кармиле во время приношения вечерней жертвы св. Илия воззвал ко Господу: «”Го­споди Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Услышь меня ныне в огне, услышь меня, Господи, да познают в сей день люди сии, что Ты един Бог в Израиле. И Ты обратишь сердце их к Тебе”. И нисшел огнь Господень, пожрал всесожжение и дрова, и кам­ни, и прах и поглотил воду, которая во рве» (3 Царств. 18, 36-38). Прося Бога о даровании дождя, св. пророк Илия лишь наклонился к земле и положил лицо свое между коленами своими, как под­нялось от моря дождевое облако (3 Царств. 17, 42-44). Небо ста­ло мрачно от туч, и пошел сильный дождь (3 Царств. 19, 45). Так велика, могуча пред Богом была пророческая молитва. Показы­вая во св. пророке Илии примерного молитвенника, св. Церковь предносит нам образец живого молитвенного хождения пред Богом в его лице. Взирая благоговейно на пророка, мы не можем не сознаться, что при всей своей духовной слабости мы не лише­ны счастья молитвою любви соединяться с Богом в клети своего сердца, носить в себе Его силу и почерпать в ней свое успокое­ние, как в высшем благе. Бог прилепляется к прилепляющимся к Нему и Себя им представляет. Как начинающие изучение науки молиться Богу, не перестанем во всех делах призывать болезнен­но и сокрушенно Всесвятое и сладчайшее имя Господа Иисуса Христа по преимуществу краткими молитвенными общениями. Только в кратких воззваниях ум наш сохраняет нерассеянность, а сердце теплоту. Примеры таких новочальных угодных Богу молитв дают нам хананеянка и благоразумный разбойник. Они услышаны были Богом Спасителем после краткой молитвы, но соединенной с движением чувства. Первую искру семени молитвенного чувства к Богу дают таинства исповеди и св. причащения. Здесь мы приобретаем основы настроения пред Богом хвалебно-благодарственного и сокрушенно-смиренного. Далее словами кратких молитв эта искра, как ветром или дровами, подкладывае­мыми в печь, раздувается и усиливается. Чем чище сердце, тем светлее чувство к Богу. У чистого сердца молитвенное чувство к Богу становится пламенным, как у пророка Божия Илии. Следо­вательно, молитва показывает разное наше отношение к Богу, по­тому что мы относимся к Богу так же, как молимся. Сила молитвы не в словах, а в теплоте чувств к Богу, т.е. чувств веры, преданно­сти, любви и упования. В напряжении Благоговейно и Благопре­данно откликаться сердцем на молитвенные слова заключается главный наш труд. Чтобы глубже сочетаться с Господом умом и сердцем чрез молитву, требуется не позволить мыслям блуж­дать и рассеиваться при произнесении молитв, укорять себя за нестроение и возвращать постоянно сердце к словам молитвы. Никто, молясь, да не считает в себе молитву установившейся, но пусть всякий раз молится так, как если бы до этого времени ни­когда не маливался, как должно, но в первый раз делал опыт ис­тинной молитвы.

Описанный путь молитвенного стояния пред Господам сосредотачивает человеческое внимание в сердечной области, рождает здесь сначала кровяную теплоту, а после благодатную и ощу­щение любви к нам Господа. На Божию любовь душа молящегося отвечает взаимной любовью. Взор ума оттого делается ясным к озарению своих недостатков и просвещенным. Душа перестает надеяться на себя, по поводу всего взывает к Богу о помощи, по­лучает ее и ходит всегда пред Господом, как пророк Илия. Лю­бимым выражением пророка, между прочим, было такое: «Жив Господь Бог мой, пред которым я стою». Главным и для нас в мо­литвенном подвиге должно быть: стоять и ходить пред Богом с во­пиянием к Нему из сердца. Принуждение себя с Господом жить и делать, спать и бодрствовать, трудиться и отдыхать отгоняет все греховное от души, делает трудное исполнимыми избавляет от недостатка во всем добром, по слову Господа: «Кто будет во Мне, и Я с нем, тот сотворит плод мног, потому что без Меня не може­те делать ничего» (Ин. 15, 5). Поэтому пророки постоянно внушали своим современникам: «Взыщите Бога, взыщите всегда Его Лице». Призывание Бога от сердца прекращает бурление в нас помыслов, наподобие тога как «стал ток крови» у исцелен­ной Спасителем жены кровоточивой (Лк. 8, 44). У согретого душой молитвенника мысли перестают толкаться над чувствами сердца, как столбики комаров в жаркую погоду. Пред Богом та­кая душа начинает стоять благоговейно и с любовию, как невеста, тепло помышляющая о женихе.

Будем же усовершаться, расти в молитвенном настроении при работе тела и умственных занятиях каждого дня. И молитва да будет для нас, так же как и для славного пророка Илии, све­тильником к небу, бичом против страстных похотений, печатью Христовой, хождением пред Богом, словесными или беззвучны­ми припаданиями к Спасителю в смиренно-покаянных чувствах, радостью и небесным утешением во веки веков.

Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *