Слово митрополита Леонида (Полякова), Рижского и Латвийского (+1990г.) в день святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово (Ин. 1, 1).
Так начинает святой апостол и евангелист Иоанн Богослов свое Евангелие. Повторяя за евангелистом — В начале бе Слово, — мы, однако, не испытываем радости, которую дает истинное познание. Нам холодным рассудком не уловить того, что открывается лишь пламенному порыву глубоковерующей и любящей Господа душе. Тайна веры не сияет нам своим все преображающим светом; до нас не достигает ее благодатное осенение. А между тем этого-то преображения и обновления внутреннего мира жаждет душа, стремящаяся всецело отдаться призыву Церкви: «Горе имеим сердца», с которым она ежедневно обращаться ко всем верующим.
В лице святого Иоанна Богослова нам указан путь, ведущий и познанию Божественного. В его лице мы видим единый пламенный порыв и тяготение к горнему. Он представляет своей жизнью прекрасный образец любви к Богу и ближним.
В минуты величайшего уничижения и отвержения всеми Божественного Учителя Иоанн Богослов доказал, как крепка его любовь к Господу. Где апостол Петр? Где апостол Иаков? Где прочие апостолы? Где вера первого? Где упование второго? Все исчезло; одна только любовь Иоанна и ничем не сокрушимое сердце вознесли его над всеми страхами и сделали способными стоять твердо при кресте и не оставить Распятого на нем. Эту силу дала ему любовь николиже отпадающая (1 Кор. 13, 8). Вера Петрова поколебалась, исчезло упование Иакова, и только любовь Иоанна осталась неизменной. Любовь приблизила Иоанна к Иисусу, любовь сделала Иоанна Богословом. Бог любы есть (1 Ин. 4, 16) и как же можно истинно познать Его, не пребывая в любви (1 Ин. 4, 16). Как можно уразуметь тайну искупления, не зная силу любви? Любовь — это ключ ко всем тайнам веры. И Святой апостол Иоанн Богослов обладал этим ключом. Кто жаждет постичь небесную истину, кто жаждет обновления своей души, пусть ищет тот Бога. Но искать Бога надо не для холодного познания о Нем, а для живого благодатного союза с Ним; только святая любовь производит более или менее тесный и действительный союз человека с Богом и Христом; только святая любовь производит живую веру и живое упование. Без любви нет и не может быть истинного покаяния. Пламенная любовь к Богу приподняла перед святым апостолом завесу, и тайны неба открываются ему и вносят в его душу несказанную радость.
Радуясь душой, с мыслью о том, как начать богословие, пребывая телом во Ефесе, святой Иоанн сердцем и духом вознесся на небо. Ничто не помешало ему, неоскверненному телом, чистому сердцем, незлобивому душой и смиренному духом перенестись в Горний Иерусалим.
«Иоанн с дерзновением выступил на высоту… и здесь чистыми очами своего сердца созерцая в недрах безначального отца Собезначальное слово… и будучи не в состоянии сдерживать в себе плод созерцания — неизглаголанную радость… великим гласом возопил: В начале бе Слово» (Св. Иоанн Златоуст). И это вещание пронеслось по всей вселенной и заградило уста еретикам, утверждающим, что было некогда время, когда не было Сына.
Святому Иоанну Богослову было предназначено сказать последнее слово Откровения относительно Бога Слова, Которое искони бе к Богу, и есть истинный Бог. Его богословие обнимает собой учение о воплощении Бога-Слова, Которое, воплотившись, могло исповедовать Бога пред людьми и быть Спасителем мира.
Характерной чертой богословия святого Иоанна является неизменное стремление к духовному, стремление от земного к небесному в горний мир. Но будем помнить, что познание горнего только тогда преобразит нашу душу, когда она будет в тесном общении с ним. И только тогда, когда мы, как наш небесный Покровитель беззаветно и беспредельно отдадимся любви к Богу и к ближним, тогда мы постигнем таинственное и вечное бытие Бога Слова и соединимся с Ним, а через Него — со Отцем и Святым Духом.
Возлюбленный Господом наперсник, «богослов и друг Христов» укрепит наши силы и решимость преуспевать в истинном богопознании, познании «неизреченных откровений, вышних Божиих тайн» и быть их «зрителями и сказателями» своей жизнью. Аминь.
Произнесено в храме Ленинградской Духовной Академии 9 октября 1956 года.
Добавить комментарий