Слово митрополита Митрофана (Никитина), Горловского и Славянского в неделю пред Рождеством Христовым, святых отец

Десятилетие епископской хиротонии митрополита Митрофана

О неудобных родственниках и о том, как стать счастливым

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, всего несколько дней осталось до того момента, когда мы услышим в храме рождественские песнопения. В канун Рождества Христова Церковь в воскресный день на литургии читает очень необычное место из Евангелия, где перечисляется родословие — имена тех, кто по плоти были родственниками нашего Спасителя, Господа Иисуса Христа. Нам, живущим через две тысячи лет после этого события, не совсем понятно, зачем эти имена нужно вспоминать и зачем нужно перечислять, кто кого родил и когда. Имена незнакомые, культура и история, в которых произошло это событие — другие, но мы сегодня это вспоминаем. А зачем, в чём смысл этого перечисления?

Евангелист Матфей, который писал эту родословную, делал это с совершенно конкретной целью. Он своё Евангелие писал для христиан из числа иудеев — для тех людей, которые хорошо знали Ветхий Завет, — и ему очень важно было показать, что Иисус Христос, Которого проповедуют апостолы — это именно тот Сын Авраама и Сын Давида, о Котором было предсказано пророками. У иудеев было принято вести родословие. Ожидая Мессию, они хорошо знали, кто какого рода и племени, кто из какого колена. Мессия должен был быть наследником, потомком Авраама, и именно из рода царя Давида. Он не мог быть кем-то другим. Показать, что Господь Иисус именно из этого рода — одна из целей, которую преследует апостол Матфей.

Но есть вещи, которые никак не вписываются в представления того времени, и которые с точки зрения людей, читавших эту родословную, были совершенно новыми и необъяснимыми. Например, женские имена в родословной. Не принято было в то время и у того народа, чтобы они там были. «Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова». О Сарре там ничего не сказано. Подразумевается, конечно, что была и Сарра, но в то время отношение к женщине и к её месту в обществе было не таким, как сейчас.

Христианство за две тысячи лет научило людей совсем по-другому относиться к женщине. Мы почитаем Божию Матерь, святых жён-мироносиц, святых равноапостольных просветительниц и святых мучениц. Сегодня то, что женские имена упоминаются наравне с мужскими, — это норма, и ни у кого не вызывает абсолютно никаких эмоций. А тогда это было нечто новое, абсолютно непонятное. И евангелист упоминает женские имена в родословной.

Дальше — ещё интереснее. Он не только упоминает женские имена, но называет имена женщин, которых праведными назвать никак нельзя. Он называет их как родственников Спасителя по плоти, и об этом считает важным сказать в самых первых строках евангельского повествования. Это женщина, которая совершила грех блуда, и это женщина-язычница. Оказывается, в родословной и Спасителя есть люди, которые были язычниками, иноплеменниками, и есть люди, которые были грешниками. Для правоверного иудея всё это абсолютно неприемлемо.

И, наверное, если рассуждать по-человечески, апостол ничего не мог бы лучшего придумать для того, чтобы доказать, что Иисус — не Мессия, если бы он задался такой целью. Мы сегодня знаем, что каждый человек, если он хочет куда-то высоко продвинуться, стремится убрать из своей биографии тёмные пятна и некрасивые истории. Нет никакого личного греха Спасителя в том, что у Него такие родственники. Но родословные подчищали, и подчищают до сегодняшнего дня. История Российской империи этим грешила, советская история, и современная история этим грешит. А здесь — наоборот. И в этом тоже есть свой смысл и своя цель.

Евангелист хочет показать, что Бог, становясь человеком, воспринимает всю человеческую историю без каких-либо исключений. Он приходит на землю для того чтобы не было ни мужеского пола, ни женского — апостол Павел об этом скажет, — для того чтобы не было ни раба, ни свободного, ни праведника, ни грешника, для того чтобы не было никаких препятствий ни одному человеку стать Богу близким и родным. А зачем нам сегодня нужно об этом вспомнить?

Когда мы будем праздновать Рождество, нам нужно понимать, что это не только ёлка и колядки. Было время, когда люди даже по отношению к Богу были разными. Не было так, как сейчас. Мы сегодня подходим и причащаемся Святых Христовых Тайн, соединяемся со Христом не только духовно, но и телесно, становимся Его родственниками по плоти, то есть Его родословием, Его частью. Становимся Ему родными и близкими, независимо от того, мужчины мы или женщины, старые или молодые, каким было наше прошлое, каково наше настоящее, и каким будет наше будущее. Прославим ли мы Бога в нашей жизни и люди, глядя на нас, будут ли Бога прославлять, или, наоборот, глядя на то, что мы делаем, будут показывать пальцем и говорить: «А ещё он себя христианином называет!»

Мы не знаем, каким будет наше будущее. Но уже сегодня Бог нас делает Себе родными и близкими, делает нас Своими родственниками через причащение Святых Христовых Тайн. И всё это возможно благодаря тому, что Он стал человеком.

Но когда-то так не было. И мы должны научиться Богу быть благодарными. Когда перечисляются все эти имена, в наших сердцах должен появиться огонёк благодарности, мы должны сказать: «Господи, спасибо за то, что всё поменялось, и теперь у нас совсем другая жизнь. Мы теперь можем жить совсем по-другому и радоваться тому, что имеем. Ведь раньше у людей этого не было, и они этому радоваться не могли две тысячи лет назад».

Вот такие вещи раскрывает нам евангелист Матфей перечислением этих имён. Интересно, что история до Христа и история после Христа — это две совершенно разные истории. Не с точки зрения внешних проявлений и того, что творят люди. Свободу у человека никто не отнимал. И люди после Христа, и даже те, кто называл себя христианами, по-разному себя вели. Кто-то Бога прославил в своей жизни, а кто-то — наоборот.

Вопрос в другом: поменялись возможности. Человеку открылось то, что раньше было ему недоступно. Евангелист говорит нам, что от Авраама до Давида было четырнадцать родов. И всё было за эти четырнадцать родов. И разные политические формы правления — были судьи, через которых Бог обращался к людям, и цари. Люди захотели царя, и Бог им дал. Давид — первый из известных благочестивых царей. После царей была совсем другая история, начал управлять синедрион.

Оказывается, и здесь евангелист нам открывает одну очень интересную вещь: не от того, кто будет нами управлять, и не от того, какая политическая форма правления будет в стране, зависит — приблизимся мы к Богу или нет, будем мы счастливы или не будем. До тех пор, пока не появился Христос, ни цари, ни судьи, ни пророки, ни синедрион не могли израильский народ сделать счастливым. Сделало его счастливым пришествие в мир Христа — но лишь тех, кто был открыт навстречу этому пришествию.

Нам ничего не мешает открыть свою жизнь навстречу Христу, Который грядет родиться в Вифлееме. Нам никто не мешает прийти и поклониться вместе с волхвами, и принести в дар Богу свою жизнь и своё сердце. Нам никто не мешает воспринять Его слово как руководство к действию, по воле Божией жить и быть счастливыми независимо от того, цари у нас или пророки, кто нами управляет, какой год на дворе и какие внешние обстоятельства.

Не внешние обстоятельства меняют нашу жизнь, а Бог, Который приходит в мир. И если наша жизнь будет открыта навстречу Ему, если мы Его впустим в свою жизнь, если Он, приходя в мир, придёт и к нам, у нас есть шанс увидеть перемены. Прежде всего, в нашей собственной жизни. Она может поменяться совершенным образом, как мир изменился после пришествия Христа.

Христос пришёл в мир. И нам важно понять, какое лично мы имеем к этому отношение. Мы имеем к этому отношение ровно настолько, насколько мы в свою жизнь впускаем Бога. Ровно настолько, насколько мы разрешаем Ему управлять нашими мыслями, нашими делами, нашими словами и поступками. И если мы это делаем, в нашей жизни происходят перемены.

Обо всём этом Церковь напоминает в преддверии Рождества Христова. Мы будем праздновать с вами, как празднуем каждый год, будем радоваться, будем торжествовать. Но очень важно, чтобы в нашей жизни что-то начало меняться, и здесь всё зависит от нас с вами. Аминь.

5 января, 2014г. в нижнем храме в честь Новомучеников и исповедников Русской Церкви Богоявленского кафедрального собора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *