Слово митрополита Митрофана (Никитина), Горловского и Славянского в день памяти святого благоверного князя Александра Невского
Людьми нас делает способность жить по правде
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
В честь благоверного князя Александра Невского построено много храмов. Человек, который столько сделал для людей, не может не остаться в памяти и сердце народа. Не все сегодня гордятся своими правителями и руководителями, а наш народ гордится человеком, который жил в XIII веке. Мы до сих пор его помним и почитаем как святого. Не только как великого полководца, воина, руководителя, но как человека, который умел душу свою полагать за других, который любил свой народ от души и от сердца, сознавал, что он за свой народ отвечает перед Богом, и нес эту ответственность.
Он не кого-то посылал на войну, но сам, когда грозило очередное нашествие, четыре раза ездил в Орду, не зная, вернется он оттуда, или нет. Не было в то время установленных дипломатических отношений, никто ему не гарантировал безопасность. Он не летал на самолете в бизнес-классе, а садился на коня и ехал через всю степь.
Какая его личная нужда была в этом? Никакой. Но он знал, что из-за того, что новгородцы отказались платить дань, где-то кого-то побили, хан грозит новым нашествием, а народ истощен, люди только начали отстраивать свои дома и налаживать жизнь. И он не посылает никого на войну, и сам не прячется и не закрывается, а идет впереди своих людей, вместо них и за них принимает те страдания, которые он сам лично не заслужил — потому что он отец своего народа и отвечает за него. Конечно, люди не могли не видеть и не ценить этого, и любовь к великому князю сохранилась до сегодняшнего дня.
Святому князю принадлежат слова, которые многие повторяют: «Бог не в силе, а в правде». Но мы живем в такое лукавое время, когда слова начинают терять свою ценность. Обесценивается не только валюта. Слова тоже могут обесцениваться, когда их часто повторяют, но не вкладывают в них никакого смысла и не понимают того смысла, который в эти слова вкладывал тот, кто их впервые сказал.
Если муж говорит жене: «я тебя люблю», а сам изменяет ей с другой женщиной, имеют ли его слова какую-то ценность? Или, наоборот, жена говорит так мужу, а сама изменяет? Эти слова становятся пустыми, они не наполнены никаким содержанием.
Сегодня о правде любят говорить все. О ней кричат на каждом углу. Но не может быть две правды, три правды. И, хотя сейчас говорят «у каждого своя правда», так не бывает. Не может быть у меня своя правда, а у него — своя, потому что кто-то из нас лжет, а кто-то говорит правду. Двух правд не бывает. И именно в этом суть слов великого князя: если ты знаешь, что такое правда, то нужно ей служить, быть ей верным, не отворачиваться и не отрекаться от нее. И тогда с тобой будет сила Божия, тогда с тобой будет Бог. А когда каждый будет себе выбирать правду, как выбирают одежду по сезону, лишь бы было комфортно и удобно, то это не правда, а лицемерие и лукавство. И Бог не будет с такой «правдой», Он от нее отворачивается.
Сила Божия бывает там, где человек, несмотря ни на что, остается верным Богу. И именно это имел в виду святой благоверный князь. Он произнес эти слова, когда услышал, что с севера пришли захватчики. Рыцари, наемники, шведы, норвежцы — кого там только не было. Они пришли просто пограбить. Приплыли на нескольких кораблях и начали разорять села. И святой Александр Невский, имея лишь маленькую дружину своих товарищей, пришел в новгородский Софийский собор, стал на колени перед иконой Святой Троицы, помолился и собрался на битву.
Князю было восемнадцать лет, он был молод. Люди постарше ему говорили: «Не спеши. Дождись отца. Он придет из Ярославля, соберет войско, и потом их прогоните». А он ответил: «Бог не в силе, а в правде». Он не боялся с малой дружиной пойти против грабителей и наемников, потому что они разоряли села, уводили в плен женщин и детей. Это был его народ, за который он отвечал перед Богом. И он победил — не только своей силой, ему помогал Господь.
Мы иногда боимся говорить правду, жить по правде, потому что это всегда опасно. Правда всегда колет и режет чьи-то глаза. Она всегда может сделать тебя чьим-то врагом. Но мы не должны забывать, что когда мы живем по правде, с нами сила Божия, нам помогает Господь.
Многие пострадали за правду — святые люди, князья, апостолы. Самого Христа за правду распяли. Но в этом заключается и суть человеческой жизни: человек становится человеком только тогда, когда он способен жить по правде и говорить эту правду другим — без ненависти, вражды, осуждения. Если он будет жить лукаво и говорить другим правду, ему скажут: врач, исцелись сам, вытащи бревно из своего глаза, а потом учи других.
Нам нужно начинать не с того, чтобы соседям говорить правду, а с того, чтобы сказать ее самим себе. Спросить себя, кто мы есть, как мы живем, честно поговорить с самими собой: умеем ли мы жить и поступать по правде в своей повседневной жизни? Потому что это самое главное. Ведь мы приходим в храм и слышим слово Божие не для того, чтобы потом пойти кому-то сказать: «Вот, смотри, ты грех делаешь, ты поступаешь неправильно», — а для того, чтобы в нашей собственной жизни увидеть, какой мы совершаем грех, в чем мы неправильно поступаем и как нам исправить нашу жизнь.
Сегодня время очень лукавое и непростое. Мы дожили до таких времен, когда при виде того, что нас окружает, становится страшно — не потому, что мы видим сам грех, он был и раньше, — но оттого, что грех сегодня перестал считаться грехом, он становится нормой. Сегодня те, кто творят неправду, не считают это грехом. Лжесвидетельство — грех. Но сегодня ни один телевизионный канал нельзя включить и увидеть там объективную картину происходящего — кто заплатил деньги, того и будет правда. Журналист лжет в глаза и не краснеет. Он ищет не правды, а выполнения того заказа, который ему оплатили. Это для него уже не грех, а профессия.
Сегодня люди ненависть не считают грехом. А ведь и гнев, и вражда — это грех. «Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду», — сказано в Евангелии (Мф. 5, 22). Но сегодня люди не боятся друг на друга поднимать руку.
На сто процентов браков у нас по статистике — почти сто процентов разводов. Сегодня это уже не считается грехом. А если человек бывает неверным в своей семье, если он бросает свою жену, детей, как на него можно надеяться? Кто сможет назвать его хорошим другом, что он доброго построит?
Мы живем на той земле, которую нам дал Бог. Он дал нам ее прекрасной, замечательной. Дышать сегодня нечем — воздух загрязнен. На улицу выйти невозможно, потому что там мусор и грязь. В реках нет рыбы, все живое там погибло. В них нельзя искупаться или напиться воды. В лесу один мусор, а сейчас еще и мины, растяжки. Это сделал человек, хозяин земли, который должен был ее украсить, сделать этот мир прекрасным и передать его своим детям и внукам. Что мы им оставляем? В каком мире они будут жить?
Виноват не кто-то посторонний, а мы сами, потому что для нас это — норма жизни. Мы перестали искать правду, поступать и жить по правде. Не хватает сил донести мусор до мусорного ведра, человек выбрасывает его по дороге. Обмануть на базаре — это не грех, а бизнес. Сделать что-то так, чтобы после тебя нужно было переделывать — это тоже хорошо, лишь бы не напрягаться.
Сегодня мы слышали в Евангелии, как человека Господь назвал безумным, потому что тот сам себе сказал: «Ешь, пей, веселись, потому что у тебя есть богатства на много лет» (Лк. 12, 19). В то время не было рекламы, но сегодня нам вся реклама говорит об этом: ешь, пей, веселись и наслаждайся. А для того, чтобы есть, пить и веселиться, нужно стать богатым. А работать не нужно, нужно у кого-то награбить.
Хотим ли мы, чтобы в таком мире жили наши дети и внуки? Хотим ли мы сами жить в таком мире? Нет. А значит, каждый из нас должен стать другим. Никто из нас не может учить другого, это неправильно. Мы не можем друг друга наставлять, друг от друга чего-то требовать. Мы можем учить только самих себя. Мы можем менять что-то лишь в своей собственной жизни.
Вспоминая слова благоверного князя, пусть каждый задумается: если я земледелец, значит, я должен возделывать землю так, чтобы эта земля и дальше плодоносила моим детям и внукам, и это будет та правда, которую я делаю. И Бог будет помогать такому человеку, потому что Он не в силе, а в правде. Если я учитель, значит, я должен учить лучше всех, если ученик — учиться лучше всех. Врач должен лучше всех лечить, а дворник — лучше всех мести двор. Водитель пусть ездит лучше всех, так, чтобы не представлять ни для кого на дороге опасности, никого не обидеть и самому остаться живым.
В этом и есть правда — когда человек все время поступает по совести, когда его не нужно заставлять сделать то, что он обязан сделать, на его слово можно положиться, а за все, что он делает в своей жизни, он отвечает. По-простому мы это называем «порядочность». Тогда Бог помогает такому человеку. И тогда не «у каждого своя правда», а каждый делает свое дело, к которому он призван, по правде, по совести и лучше всех. И жизнь тогда становится совсем другой.
Дай Бог, чтобы это в нашей жизни совершилось, чтобы мы сами себе сказали правду о том, кто мы и как мы живем, как мы делаем то дело, которое у нас есть. Пусть каждый себе ответит на вопрос: какой я священник? какой я отец? какая я мать? какой я сын или какая я дочь? У каждого из нас есть свое звание в жизни. Кто-то милиционер, кто-то шахтер, земледелец, учитель, врач, продавец на базаре. Каждый пусть скажет себе правду: живу ли я по совести? делаю ли я все так, что за мной не нужно переделывать? можно ли мне доверять? держу ли я свое слово? тот ли я человек, глядя на которого, люди скажут, что так поступают христиане?
Если мы научимся себе говорить эту правду, если мы в своей жизни сможем исправить то, что было не по этой правде, с нами будет Бог, как учил нас благоверный князь Александр Невский. А если с нами будет сила Божия, то и наша жизнь станет совсем другой.
С праздником всех вас поздравляю! Божие благословение пусть пребудет с каждым из вас!
Сказано 6 декабря 2015 г., в Александро-Невском храме поселка Александровка.
Добавить комментарий