Слово митрополита Никанора (Клементьевского), Санкт-Петербургского и Новгородского (+1856г.) в неделю о слепом

 

         На суд Аз в мир сей приидох, да не видящии видят, и видящии слепи будут.

Много чудес совершил Господь Иисус, но ни одного из них так злоревностно не исследовали враги Его, как исцеление слепорожденного. Изложим все дело в той простоте и естественности, в какой оно представлено в чтенном ныне Евангелии, и извлечем для себя назидательные уроки.

Человек слепой от рождения сидит на дороге, по которой проходит Иисус с учениками Своими. Ученики, видя сего слепца, спрашивают своего Учителя: Равви, кто согрешил, он ли или родители его, что родился слеп? Нет, отвечает Спаситель, прирожденная слепота сего несчастного не есть наказание за грехи; ни он не согрешил, ни родители его, но да явятся дела Божия на нем. Сказав это, приступает к делу Божию, делает брение из плюновения, помазует им глаза слепому и приказывает ему идти в Силоамскую купель умыться. Слепец идет, умывается и прозревает. Вот все дело Божие! Как оно ясно, чисто, свято, и вместе как чудесно и необыкновенно! Можно ли приписывать прозрение слепого действию или брения, или воды, или совокупности того и другого вещества вместе? Это слишком было бы нелепо. Сила Божия в деле Христовом очевидна. Назвав себя светом миру, он тут же проявляет свет Свой в откровении зрения слепому человеку — сему малому миру.

Видели дело Божие. Посмотрим на дела человеческие.

Как только узнают знавшие слепца и подававшие ему несколько раз милостыню, что он прозрел: то с каким любопытством бегут к нему со всех частей города, и с каким изумительным вниманием смотрят на него. Одни говорят: да тот ли это, который сидел и просил милостыню? Он, отвечают другие, знавшие слепца; — нет, говорят иные, это не он, а похожий на него. Можете представить, как скучно было прозревшему слепцу слышать разные толки о себе в народе, смотрящем прямо ему в глаза. Не должен ли тотчас вывесть всех из недоумения? Аз есмь, говорит он им и рассказывает обо всех обстоятельствах исцеления, но с такою простотою, естественностию и краткостию, как может говорить только сама истина и природа. Человек, называемый Иисус, сделал брение и помазал мне глаза, и сказал мне: пойди в купель Силоамскую и умойся. Я пошел, умылся и стал видеть. Но мог ли удовлетворить он этим рассказом пытливому любопытству всех зрителей и оставаться покоен? Нет, взяли его и повели к фарисеям, и для чего? — дабы услышать мнение верховного судилища о сем чудодействии Иисуса Христа, дабы знать, как надобно думать о Нем самом.

Бедный, но счастливый нищий! Кто тебя защитит и поддержит в судилище, где заседают первые знатоки закона и хранители книг разумения? Устоишь ли, не придешь ли в замешательство и робость пред судом, пред важною и пышною ученостию вождей народа? Не опасайтесь! Святая истина и правда будет говорить сама за себя, и отразит все злохищрения фарисеев; неверие посрамится, и вера восторжествует.

Скажи нам, как это случилось? как ты прозрел? спрашивают судии бедного нищего. Брение положил Он мне на глаза, и я умылся и вижу. Ныне — в субботу? Да.

Такого простого и искреннего, но твердого и решительного ответа не ожидали судии. Им хотелось слышать от прозревшего что-нибудь в свою пользу; а он сказал, что только служит к славе его Исцелителя. Таким ответом так смутились они, что не знали, с какой стороны взяться за дело. Оспаривать ли действительность чуда? Или унижать достоинство Чудотворца? — Одни толковали: этот человек не от Бога, потому что не хранит субботы; другие рассуждали: как может человек грешный творить такие чудеса? И распря бе в них. Подумав, потолковав, придумали наконец спросить самого прозревшего слепца, как он думает о Нем, то есть о своем Исцелителе? Если скажет, что он грешник, то дело конечно в нашу пользу.

Ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Это пророк, говорит он. Опять ответ не по мысли их! Опять не удалось уловить его в слове! Обращаются к рассмотрению дела с другой стороны: правду ли он говорит, что был слеп? Если неправду: то тут нет чуда, а обман, и Чудотворец — обманщик. Призывают родителей прозревшего и спрашивают: Это ли сын ваш, о котором говорите, что родился слеп; как он теперь видит? Мы знаем, отвечают родители, что это сын наш, и что он родился слеп, а как теперь видит, того не знаем: сам возраст имать, самого вопросите, сам о себе да глаголет.

Чего более для засвидетельствования истины? Отец и мать признают, что стоящий пред ними точно сын их, и что этот сын точно был прежде слеп от самого рождения. Что оставалось делать судиям? Спросить о том соседей? Подтвердят. Спросить на счет чуда? Но действительность его очевидна. На счет Чудотворца? Опасно, чтоб не назвали Чудотворцем от Бога. Придумывают употребить хитрость. Мы скажем, что Он грешник, а он пусть утвердит нашу мысль своим сознанием. Призвав прозревшего сказали ему: воздай славу Богу! Мы знаем, что этот человек грешник. Грешник ли он, этого не знаю, отвечает прозревший: знаю только то, что я был слеп и теперь вижу.

Такой благоразумный ответ не ясно ли показал фарисеем, что цель их всех запросов понятна, что они, сколько бы ни усиливались, не могут ни затмить славы чуда, ни унизить достоинства Чудотворца? — Они останавливаются и думают: нет ли в самом произведении чуда чего-нибудь подозрительного? — Исследуем.

Что Он сделал с тобою? Како отверз очи твои? испытывают вновь слепца. Я уже сказал вам, а вы не слушаете, что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? Такой смелый ответ обнаружил, сколь наскучили слепцу пустые возражения синедриона. Чтобы остановить порыв слепой ревности врагов Христовых и прекратить испытания, он сам вводит их в испытательное положение. Так как вы хотите, чтобы я опять разсказал вам, как я прозрел, то это событие, верно, вам приятно. Не хотите ли и вы быть Его учениками? — Так любопытствовать, как вы любопытствуете, прилично только тем, которые желают быть последователями Иисуса. Острота и сила мысли так поразила всех, что они не нашлись, что отвечать прозревшему; а стали укорять его! Ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог, а совсем не знаем, откуда Сей.

Это самое и удивительно, отвечает прозревший, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает, а если кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтоб кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он был не от Бога, то не мог бы творить ничего такого.

Таким здравым рассуждением своим прозревший победил наконец истязателей, так что они не смели возражать ничего противу истины. Как обезсиленные и обезоруженные обыкновенно прибегают к постыдным наконец средствам — к ругательствам и укорам: так и эти судии, увидев свое безсилие, стали бранить прозревшего слепца: во грехах ты весь родился, и ты ли учишь нас? И выгнали его вон.

Вот дело человеческое, или изследование об исцелении слепорожденного! Началось с сомнения и споров в народе на счет прозревшего, продолжалось в верховном судилище под рассмотрением фарисеев, на счет истины чуда и достоинства Чудотворца, и кончилось там же причинением обид и оскорблений прозревшему за то, что свидетельствовал истину и правду в деле Божием. Это ли суд праведный? Это ли судии безпристрастные и безкорыстные?

Благочестивые слушатели. Сообразите слова Христовы, которыми предначали сию беседу с вами — слова: на суд Аз в мир сей приидох, да не видящии видят и видящии слепи будут — сообразите эти слова с сказанием Евангельским о прозрении слепорожденного. Не в точности ли они сбылись над прозревшим и фарисеями, судившими прозревшего? Слепорожденный не видел света чувственного и мало духовного. Иисус Христос отверзает ему очи духовные и телесные, и вот невидящий видит. — Фарисеи не могли не видеть истины чуда и достоинства Чудотворца. Упорное неверие смежает их очи духовные в деле Божием; и вот видящие не видят. Не сбываются ли и ныне над нами? Сколько невидящих духовными очами прозирают и ныне в свет и жизнь духовную! И сколько видящих очами телесными не видят духовных благ! — и кто из нас не слепец? Есть присловие, которое иногда употребляют в делах житейских, говоря один другому: Глядишь и не видишь. Как точно выражает оно слепоту душевную! Смотришь на землю, но знаешь ли, как Благость Божия приготовляет на ней тебе пишу и питие; смотришь на небо, но примечаешь ли, как та же Благость изливает на тебя свет и теплоту? Видя в руках своих добро, не берешься ли часто за зло? И видя пред собою гладкий, ровный путь, не идешь ли иногда по буграм, извилинам и камням? Глядишь и не видишь. Спасительно не видеть того, что соблазняет нас и вредит миру души и совести, но преступно не видеть того, что развивает в нашем сердце благие помыслы и чувства. Пусть будем слепцами в вещах мирских, суетных и ничтожных: только будем слепцами, видящими блага духовные, небесные, вечные.

Чему научает нас прозревший слепец? — Многому. Получил ли кто от кого какую милость, или благодеяние? Да научится быть признательным и благодарным к своему благодетелю, как был признателен и благодарен прозревший слепец к своему Исцелителю. Позван ли кто к суду? Да научится говорить одну истину и правду, как говорил ее слепец на суде фарисеев, и быть спокойным и твердым при расспросах, как был спокоен и тверд он при испытаниях со стороны фарисеев.

Чему научают нас фарисеи, испытывающие слепца? Также многому, только с отрицательной стороны. Вручат ли кому производить следствие? Не должен ни затемнять, ни ослаблять истины, как затемняли и ослабляли ее фарисеи. Прикажут ли кому исследовать дела? Не должно злонамеренно давать хитрых и лукавых вопросов, как хитрили и лукавили фарисеи. Случится ли выслушать от подсудимого какую правду? Не должно укорять и порицать за правду, как укорили прозревшего фарисеи.

Видящие и невидящие! Евангельская история об исцелении слепорожденного есть история об исцелении нашей слепоты душевной. Какими родились мы для царствия Божия? Слепыми. Но Господь отверз нам душевные очи в купели Крещения, и мы стали видеть. Какими сделались от влияния на нас страстей и грехов? Также слепыми. Но Господь опять отверзает нам очи в купели Покаяния, и мы опять видим. Будем же благодарны всем сердцем нашим к Светодавцу, который дает нам духовное прозрение, и будем избегать грехов, которые причиняют нам слепоту душевную. Аминь.

Произнесено мая 24, 1842 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *