Слово митрополита Павла (Лебедя), Вышгородского и Чернобыльского в неделю 15-ю по Пятидесятнице
Любовь — заповедь Божия
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе друзья! Каждое мгновение нашей жизни свидетельствует нам о великой милости Божией — Господь любит нас. Мы счастливы, как мы уже говорили и прежде, этой любовью, ибо — если бы Господь не любил нас, Он не сотворил бы всего того, что мы сегодня имеем, к чему так небрежно относимся, что так часто топчем ногами, забывая о том, что и земля, и небо, и все, что на земле и в небесах, — это есть творение Божие, это есть дела рук Его. Чем же мы должны отвечать на эту любовь Господню?
Ответ на это дает повествование из Евангелия: некий законник, искушая Христа, приступил к Иисусу и спрашивал: «Учитель! какая наибольшая Заповедь в Законе?» (Мф. 22, 36). Вопрос о самой большой Заповеди в Законе Божием был не новый и не случайный во времена Иисуса Христа. Еврейские раввины и законники постоянно препирались между собою об этом, по их мнению, важном вопросе. И наше время отмечено тем же. Что же такое законник? Это тот человек, который, зная законы, полностью их исполнял или, возможно, притворна исповедовал их, как фарисеи, — они ведь тоже были законники, они тоже знали даже последнюю букву Закона. Это напоминает мне законников сегодняшнего дня, которые знают Евангелие, изучают наизусть, но поступают далеко не по-евангельски; слепо следуют ему, претворяя Заповеди Божии на свои хотения, чтобы не по Заповедям идти, а Заповеди подмять под себя, то есть — выбирают из Священного Писания то, что угодно им.
И, как результат, сегодня человек отступил от Бога, ушел в дебри расколов, в ереси, в секты — он тоже выбрал из Закона Божия Заповеди для себя, но не весь Закон.
…И вот, Господь указывает, что наибольшая Заповедь — это Заповедь любви к Богу: когда ты любишь Господа твоего всем сердцем, всею душею твоею, всею мыслию твоею — вот начало и конец Закона! Нет для любви ничего выше Бога. Бог — высочайшее благо и благо единственное. Он — Альфа и Омега, начало и конец всего; Он для нас и Отец, и Творец; Он для нас и жизнь, и воскресение; он для нас — испытание и возведение от грехов. Им существуем мы и для Него существуем, так что без Него жизнь наша — пагуба. Потому Его мы должны любить более всего. Должны любить Его всем существом своим, должны любить всем сердцем — всеми движениями чувств, всею душею — всеми стремлениями воли, всею мыслию — всеми действиями ума и всею крепостию — всей душевной и телесной деятельностью. Вот первая по порядку и наибольшая по важности Заповедь! (Мф. 22, 37-38). Поэтому мы должны постоянно помнить о Боге: каждый удар нашего сердца должен нести в себе мысль и память о Боге. Вспомним слова из молитвенного песнопения: всякое дыхание да хвалит Господа. Это — тайна Иисусовом молитвы.
Вторая Заповедь подобна первой: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 39). Эта Заповедь ниже первой по сути своей: там — Бог, здесь — человек. Но она важна по связи с первой: не любя ближнего, не можем любить Бога. Ближний — прекрасное создание Божие: высокие качества его, ум, свобода, господство над природой — перед нашими глазами. Кто не уважает это высокое создание Божие, подобное себе, кто преследует его ненавистью, пренебрежением, — в том нет места для любви Божией: «…не любящий брата своего, которого видит, — говорит Апостол Иоанн, — как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4, 20). Пренебрегая созданием, мы оскорбляем Создателя. В сущности, кто искренне любит Бога, тот не может не любить ближнего. Потому, кто понимает и принимает сердцем Заповедь о любви к Богу, тому не нужна Заповедь о любви к ближнему: любя творца, он уже любит и Его творение. Но людей с черствым сердцем и с грубым умом, людей, которые уверяют, что любят они Бога, тогда как ненавидят брата, надо научить их, что есть вторая Заповедь: люби ближнего своего, как самого себя. Что это значит? — Не делай и не желай другому того, чего себе не желаешь: сдерживай порывы себялюбия любовью к ближнему; больно тебе, когда смеются над тобою, — не насмехайся над другими; тяжело тебе, когда никто не хочет разделить с тобою горя твоего, — спеши разделить горе ближнего твоего. Старайся делать для другого все то, чего себе желаешь.
На этих Заповедях держались все законы, пророки, и на этих Заповедях держится сегодня весь мир. Если бы Господь не любил нас, Он бы не снизошел до глубины нашей нищеты — духовной и телесной, Он бы не родился как человек, Он бы не возлег в яслех, Он бы не страдал, не принимал заушения, ибо Он —Творец: это слово — велико, это слово — свято, это слово — есть наша жизнь.
И дальше Евангелие указывает — Иисус спрашивает собравшихся вокруг Него фарисеев: что вы думаете о Христе, чей Он Сын? Спаситель предложил вопрос, любимый иудеями, — вопрос о Мессии. Спаситель знал, что будут отвечать Ему фарисеи. Общая вера иудеев ожидала Хрыста как потомка Давидова. В этом вера их не ошибалась. Но иудеи, такие, какими были фарисеи, ожидали в Мессии не более как сына Давидова, царя земного. И хотя ветхозаветными Пророками было указано, что Мессия придет как повелитель Неба и земли, Бог и Человек, они не понимали, что вместе с тем Он будет вечный Царь и Сын Божий. В этом заблуждении и хотел обличить их Спаситель своим вопросом. так ожидал Спаситель, так и ответили Ему фарисеи: Он есть Сын Давидов.
И когда дальше говорит Сам Господь: если вы говорите, что Я ему Сын, как же Давид, по вдохновению Духа Святаго, а не по своему мнению человеческому, называет Меня, будем говорить так — Иисуса Христа, Господом, когда говорит: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих к подножию ног Твоих». Это говорится в 109-ом псалме. Давид называет Его Господом. Как же Он сын ему? Но никто не мог ответить, ибо сказано: кому Господь откроет, — никто не сможет закрыть. И кому Господь закроет, — какие бы ты ни прилагал усилия, — Господь может отступить и никогда не откроется. Поэтому эти слова являются ярким примером того, что Иисус Христос — и Бог и Человек, Сын Божий и Сын Человеческий. Он — Бог всегда по Природе Своей, а Человек для того, что-бы воспринять наши немощи, воспринять наши высоты, наши падения — все то, что есть мы, человеки. И Он — Бог и Человек — принимает все наши грехи и беззакония, пригвоздив их ко Кресту, и, со Креста благословляя нас, дарует жизнь вечную и прощение грехов.
Поэтому сегодня мы как раз и говорим о том, что любовь к Богу должна быть выше всех земных пристрастии. Мне бы хотелось, чтобы ты, человече, понял сам для себя, даже если ты неверующий: дабы сохранить свое здоровье, все шесть дней делай все дела твои, а седьмой день посвяти Господу Богу твоему. Ты должен помнить, что не человек сотворил светила небесные, земные блага — все это принадлежит одному Творцу, все это — дела рук Его. И вот как раз этому Творцу (может, и назовешь ты это «высший разум» — пускай будет по-твоему, если ты далек от Церкви, — на это как раз есть Тот Высший Разум, который и есть Господь) — Ему мы должны посвятить всю свою жизнь.
Что заключается в понимании — исполнение Закона? Не для того мы должны исполнять Закон Божий, чтобы не быть наказанными. Нет? Но любящий сын, то есть сын, который любит отца, — он будет стараться не прогневить своего отца, чтобы тот не гневался напрасно. Ибо и так его земная жизнь — это простое человеческое понимание — усложнена страданиями, болезнями; он посвятил всю свою жизнь для меня, для тебя, дорогие брат и сестра. Родители отдали все, что имели, нам, поэтому мы должны любить своих родителей и исполнять Закон к Богу: любить так же Бога, ибо Он, как я уже говорил, есть для нас начало жизни и конец жизни во плоти земной и вечная жизнь в обителях Царствия Небесного.
И хочу еще раз напомнить вам, возлюбленные о Господе: дух Закона есть христианская любовь. А потому тот только может быть исполнителем Закона; кто имеет любовь, а без любви исполнить Закон невозможно. Что бывает или, по крайней мере, должно быть началам и побуждением наших действий? — Любовь. В противном случае вы будете если не преступниками Закона, то есть преступившими Закон, — то рабами Закона. Чтобы в истинном смысле Закона Христова исполнить обязанности относительно ближних, самим нам часто надо терпеть, смиряться, забывать личное, собственный покой и утешение. А без любви этого сделать нельзя. Там, где нужно будет понести тяготы ближнего, без любви будет действовать в нас своекорыстие и самолюбие; там, где должно явить кротость и смирение, будет раздражать нас дух гордости и высокомерия; там, где должно радоваться о благе других, — сердце, чуждое любви, будет снедаться завистью; там, где должно исполнять волю властей предержащих, наверняка произойдет непокорность и непослушание, злословие, осуждение, клевета все, вопреки Заповеди Иисуса Христа. Одним словом, без любви нет и быть не может истинного исполнения Закона.
Будем же, братия, возрастать в любви к Богу и к ближнему своему! Будем помнить, что христианин, исполненный любви, во всем и всегда соблюдая слово Божие, привлекает на самого себя любовь Отца Небесного и утверждает себя в единении с Ним.
Священное Писание стократно и непрестанно говорит нам о Божестве Иисуса Христа. Вспомним, братия: в ответ на вопрос учеников Иоанна Предтечи — Он ли точно тот ожидаемый Мессия, Иисус указал на Свои чудеса: «пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют» (Лк. 7, 22).
Чудеса Иисуса Христа, доказывая, что Он — Мессия, подтверждают вместе с этим и Божество Его, потому что истинный Мессия должен быть Богом. И это удостоверяется самым главным — поразительным чудом Спасителя: чудом Его воскресения.
Никогда не было и не возможно представить того, чтобы человек воскресил самого себя. И поэтому самовоскресение Господа Иисуса Христа дает совершеннейшее по силе подтверждение того, что Он — Истинный Бог, владычествующий над жизнью и смертью, и Божественный Спаситель, имеющий могущество воскресить всех человеков, умерщвленных прегрешениями.
Христос есть Истинный Бог. Это и мы свидетельствуем вам от Истины, это и мы свидетельствуем вам от истории, это и мы свидетельствуем вам от своего сердца, ибо Дух Святый, который открывается в Церкви через богоизбранных мужей — апостолов, пророков, через тех святых угодников, которые были, есть и будут до последнего дыхания ветра на земле, — они будут свидетелями той великой истинной любви Христовой к падшему человечеству, возводящей нас от тли грехов к высотам спасения души.
И я хотел бы закончить сегодня эту проповедь, чтобы она не обременяла никого: что же такое есть Священное Писание? Это богодухновенные книги слова Божия, то есть: Ветхий и Новый Завет — Закон Божий, Евангелие. А так как Святый Дух есть Дух Истины, то все слова, которые изрекали Пророки и Апостолы, — истинны, они признаны истинными словами Божинми. О Божественном происхождении Священного Писания свидетельствует также то могущественное действие, которое оно произвело и производит на умы и сердца людей. Из Священного Писания мы познали единого Истинного Бога и из идолопоклонников сделались исповедниками Его; получили истинные понятия о добре и зле и стали проводить нравственную жизнь. И наконец, слово Божие — это путь нашей веры, путь души нашей к Царствию Небесному.
Но, к сожалению, сегодня мы с большей легкостью «верим» Нострадамусу, сегодня мы «верим» чумакам, кашпировским, всяким «прорицателям», «ясновидящим», гадателям и «целителям», сегодня нас «одухотворяют» их книги, которые ведут только к гибели духовной — вечным страданиям. Не это есть Писания, но часто их обоготворяют, не ведая, что этим идолопоклонствуют. Закон есть один. Это — слово Божие. Даже светский закон, если бы он был построен на Законе церковном, Божием Законе, — он был бы твердым, как монолит. Не приходилось бы дописывать к нашим законам, Конституции статьи, разъяснения, дополнения, которые сегодня никто не видит и не знает, потому что каждый раз это делается в угождение себе — тем, кто их составляет. Потому я уже сказал вам: сегодня все те, кто вне Церкви, «заповеди» Божии придумывают под себя, чтобы можно было оправдаться — вот, я поступил так и так. Это есть ложь и обман, ибо Един Бог, едины Заповеди, едина Жизнь Вечная.
Сегодня, возлюбленные во Христе, призываю на всех вас Божественное благословение молитвами всех преподобных Печерских, предстательством Пресвятые Владычицы нашея Богородицы, под Ее Материнским покровительством, ибо отсюда, от Киево-Печерской Лавры, начала быть Святая Киевская Русь; отсюда не только славянские государства, но и дальние — Америка, Аляска, Аргентина — получили свет Христовой истины, куда Промыслом Божиим были направлены проповедники веры Православной для свидетельства слова Божия. Потому мы должны дорожить своей историей, должны дорожить тем своим приобретением, которое мы сегодня имеем. И должны всегда помнить, что Дух Божий живет в тех людях, которые желают мира, которые идут по Заповедям Божиим, невзирая на то, что, случается, и падаем, но и тут же поднимаемся, для того чтобы увидеть Свет Христов, светящий во тьме, но просвещающий всякого человека, хотящего жить вечна в Царствии Небесном.
Аминь.
Добавить комментарий