Слово митрополита Павла (Лебедя), Вышгородского и Чернобыльского в неделю 15-ю по Пятидесятнице

Любовь — заповедь Божия

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе друзья! Каждое мгновение нашей жизни свидетельствует нам о великой милости Божией — Господь любит нас. Мы счастливы, как мы уже говорили и прежде, этой лю­бовью, ибо — если бы Господь не любил нас, Он не сотворил бы всего того, что мы сегодня имеем, к чему так небрежно относимся, что так часто топчем нога­ми, забывая о том, что и земля, и небо, и все, что на земле и в небесах, — это есть творение Божие, это есть дела рук Его. Чем же мы должны отвечать на эту любовь Господню?

Ответ на это дает повествование из Евангелия: не­кий законник, искушая Христа, приступил к Иисусу и спрашивал: «Учитель! какая наибольшая Заповедь в Законе?» (Мф. 22, 36). Вопрос о самой большой За­поведи в Законе Божием был не новый и не случайный во времена Иисуса Христа. Еврейские раввины и законники постоянно препирались между собою об этом, по их мнению, важном вопросе. И наше время отмечено тем же. Что же такое законник? Это тот человек, который, зная законы, полностью их исполнял или, возможно, притворна исповедовал их, как фари­сеи, — они ведь тоже были законники, они тоже знали даже последнюю букву Закона. Это напоминает мне законников сегодняшнего дня, которые знают Еван­гелие, изучают наизусть, но поступают далеко не по-евангельски; слепо следуют ему, претворяя Заповеди Божии на свои хотения, чтобы не по Заповедям идти, а Заповеди подмять под себя, то есть — выбирают из Священного Писания то, что угодно им.

И, как результат, сегодня человек отступил от Бога, ушел в дебри расколов, в ереси, в секты — он тоже выбрал из Закона Божия Заповеди для себя, но не весь Закон.

…И вот, Господь указывает, что наибольшая За­поведь — это Заповедь любви к Богу: когда ты лю­бишь Господа твоего всем сердцем, всею душею тво­ею, всею мыслию твоею — вот начало и конец Зако­на! Нет для любви ничего выше Бога. Бог — высо­чайшее благо и благо единственное. Он — Альфа и Омега, начало и конец всего; Он для нас и Отец, и Творец; Он для нас и жизнь, и воскресение; он для нас — испытание и возведение от грехов. Им существуем мы и для Него существуем, так что без Него жизнь наша — пагуба. Потому Его мы должны лю­бить более всего. Должны любить Его всем суще­ством своим, должны любить всем сердцем — всеми движениями чувств, всею душею — всеми стремле­ниями воли, всею мыслию — всеми действиями ума и всею крепостию — всей душевной и телесной дея­тельностью. Вот первая по порядку и наибольшая по важности Заповедь! (Мф. 22, 37-38). Поэтому мы долж­ны постоянно помнить о Боге: каждый удар нашего сердца должен нести в себе мысль и память о Боге. Вспомним слова из молитвенного песнопения: всякое дыхание да хвалит Господа. Это — тайна Иисусовом молитвы.

Вторая Заповедь подобна первой: возлюби ближ­него твоего, как самого себя (Мф. 22, 39). Эта Запо­ведь ниже первой по сути своей: там — Бог, здесь — человек. Но она важна по связи с первой: не любя ближнего, не можем любить Бога. Ближний — пре­красное создание Божие: высокие качества его, ум, свобода, господство над природой — перед нашими глазами. Кто не уважает это высокое создание Божие, подобное себе, кто преследует его ненави­стью, пренебрежением, — в том нет места для люб­ви Божией: «…не любящий брата своего, которого видит, — говорит Апостол Иоанн, — как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4, 20). Пренебрегая созданием, мы оскорбляем Создателя. В сущности, кто искренне любит Бога, тот не может не любить ближнего. Потому, кто понимает и при­нимает сердцем Заповедь о любви к Богу, тому не нужна Заповедь о любви к ближнему: любя творца, он уже любит и Его творение. Но людей с черствым сердцем и с грубым умом, людей, которые уверяют, что любят они Бога, тогда как ненавидят брата, надо научить их, что есть вторая Заповедь: люби ближ­него своего, как самого себя. Что это значит? — Не делай и не желай другому того, чего себе не желаешь: сдерживай порывы себялюбия любовью к ближне­му; больно тебе, когда смеются над тобою, — не на­смехайся над другими; тяжело тебе, когда никто не хочет разделить с тобою горя твоего, — спеши раз­делить горе ближнего твоего. Старайся делать для другого все то, чего себе желаешь.

На этих Заповедях держались все законы, проро­ки, и на этих Заповедях держится сегодня весь мир. Если бы Господь не любил нас, Он бы не снизошел до глубины нашей нищеты — духовной и телесной, Он бы не родился как человек, Он бы не возлег в яслех, Он бы не страдал, не принимал заушения, ибо Он —Творец: это слово — велико, это слово — свято, это слово — есть наша жизнь.

И дальше Евангелие указывает — Иисус спраши­вает собравшихся вокруг Него фарисеев: что вы ду­маете о Христе, чей Он Сын? Спаситель предложил вопрос, любимый иудеями, — вопрос о Мессии. Спа­ситель знал, что будут отвечать Ему фарисеи. Общая вера иудеев ожидала Хрыста как потомка Давидова. В этом вера их не ошибалась. Но иудеи, такие, какими были фарисеи, ожидали в Мессии не более как сына Давидова, царя земного. И хотя ветхозаветными Про­роками было указано, что Мессия придет как повели­тель Неба и земли, Бог и Человек, они не понимали, что вместе с тем Он будет вечный Царь и Сын Божий. В этом заблуждении и хотел обличить их Спаситель своим вопросом. так ожидал Спаситель, так и ответи­ли Ему фарисеи: Он есть Сын Давидов.

И когда дальше говорит Сам Господь: если вы го­ворите, что Я ему Сын, как же Давид, по вдохнове­нию Духа Святаго, а не по своему мнению человече­скому, называет Меня, будем говорить так — Иисуса Христа, Господом, когда говорит: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих к подножию ног Твоих». Это гово­рится в 109-ом псалме. Давид называет Его Госпо­дом. Как же Он сын ему? Но никто не мог ответить, ибо сказано: кому Господь откроет, — никто не сможет закрыть. И кому Господь закроет, — какие бы ты ни прилагал усилия, — Господь может отступить и ни­когда не откроется. Поэтому эти слова являются яр­ким примером того, что Иисус Христос — и Бог и Человек, Сын Божий и Сын Человеческий. Он — Бог всегда по Природе Своей, а Человек для того, что-бы воспринять наши немощи, воспринять наши вы­соты, наши падения — все то, что есть мы, человеки. И Он — Бог и Человек — принимает все наши гре­хи и беззакония, пригвоздив их ко Кресту, и, со Кре­ста благословляя нас, дарует жизнь вечную и проще­ние грехов.

Поэтому сегодня мы как раз и говорим о том, что любовь к Богу должна быть выше всех земных при­страстии. Мне бы хотелось, чтобы ты, человече, по­нял сам для себя, даже если ты неверующий: дабы сохранить свое здоровье, все шесть дней делай все дела твои, а седьмой день посвяти Господу Богу твоему. Ты должен помнить, что не человек сотворил светила небесные, земные блага — все это принадлежит од­ному Творцу, все это — дела рук Его. И вот как раз этому Творцу (может, и назовешь ты это «высший разум» — пускай будет по-твоему, если ты далек от Церкви, — на это как раз есть Тот Высший Разум, который и есть Господь) — Ему мы должны посвятить всю свою жизнь.

Что заключается в понимании — исполнение Зако­на? Не для того мы должны исполнять Закон Божий, чтобы не быть наказанными. Нет? Но любящий сын, то есть сын, который любит отца, — он будет старать­ся не прогневить своего отца, чтобы тот не гневался напрасно. Ибо и так его земная жизнь — это простое человеческое понимание — усложнена страданиями, болезнями; он посвятил всю свою жизнь для меня, для тебя, дорогие брат и сестра. Родители отдали все, что имели, нам, поэтому мы должны любить своих родителей и исполнять Закон к Богу: любить так же Бога, ибо Он, как я уже говорил, есть для нас начало жизни и конец жизни во плоти земной и вечная жизнь в обителях Царствия Небесного.

И хочу еще раз напомнить вам, возлюбленные о Господе: дух Закона есть христианская любовь. А по­тому тот только может быть исполнителем Закона; кто имеет любовь, а без любви исполнить Закон не­возможно. Что бывает или, по крайней мере, долж­но быть началам и побуждением наших действий? — ­Любовь. В противном случае вы будете если не пре­ступниками Закона, то есть преступившими За­кон, — то рабами Закона. Чтобы в истинном смысле Закона Христова исполнить обязанности относительно ближних, самим нам часто надо терпеть, сми­ряться, забывать личное, собственный покой и утеше­ние. А без любви этого сделать нельзя. Там, где нуж­но будет понести тяготы ближнего, без любви будет действовать в нас своекорыстие и самолюбие; там, где должно явить кротость и смирение, будет раздражать нас дух гордости и высокомерия; там, где должно ра­доваться о благе других, — сердце, чуждое любви, бу­дет снедаться завистью; там, где должно исполнять волю властей предержащих, наверняка произойдет непокорность и непослушание, злословие, осуждение, клевета все, вопреки Заповеди Иисуса Хри­ста. Одним словом, без любви нет и быть не может истинного исполнения Закона.

Будем же, братия, возрастать в любви к Богу и к ближнему своему! Будем помнить, что христианин, исполненный любви, во всем и всегда соблюдая слово Божие, привлекает на самого себя любовь Отца Не­бесного и утверждает себя в единении с Ним.

Священное Писание стократно и непрестанно гово­рит нам о Божестве Иисуса Христа. Вспомним, братия: в ответ на вопрос учеников Иоанна Предтечи — Он ли точно тот ожидаемый Мессия, Иисус указал на Свои чудеса: «пойдите, скажите Иоанну, что вы виде­ли и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют» (Лк. 7, 22).

Чудеса Иисуса Христа, доказывая, что Он — Мес­сия, подтверждают вместе с этим и Божество Его, потому что истинный Мессия должен быть Богом. И это удостоверяется самым главным — поразительным чудом Спасителя: чудом Его воскресения.

Никогда не было и не возможно представить того, чтобы человек воскресил самого себя. И поэ­тому самовоскресение Господа Иисуса Христа дает совершеннейшее по силе подтверждение того, что Он — Истинный Бог, владычествующий над жиз­нью и смертью, и Божественный Спаситель, имею­щий могущество воскресить всех человеков, умерщ­вленных прегрешениями.

Христос есть Истинный Бог. Это и мы свидетель­ствуем вам от Истины, это и мы свидетельствуем вам от истории, это и мы свидетельствуем вам от своего сердца, ибо Дух Святый, который открывается в Церкви через богоизбранных мужей — апостолов, пророков, через тех святых угодников, которые были, есть и будут до последнего дыхания ветра на зем­ле, — они будут свидетелями той великой истинной любви Христовой к падшему человечеству, возводя­щей нас от тли грехов к высотам спасения души.

И я хотел бы закончить сегодня эту проповедь, чтобы она не обременяла никого: что же такое есть Священное Писание? Это богодухновенные книги слова Божия, то есть: Ветхий и Новый Завет — За­кон Божий, Евангелие. А так как Святый Дух есть Дух Истины, то все слова, которые изрекали Пророки и Апостолы, — истинны, они признаны истин­ными словами Божинми. О Божественном происхож­дении Священного Писания свидетельствует также то могущественное действие, которое оно произвело и производит на умы и сердца людей. Из Священ­ного Писания мы познали единого Истинного Бога и из идолопоклонников сделались исповедниками Его; получили истинные понятия о добре и зле и стали проводить нравственную жизнь. И наконец, слово Божие — это путь нашей веры, путь души нашей к Царствию Небесному.

Но, к сожалению, сегодня мы с большей легко­стью «верим» Нострадамусу, сегодня мы «верим» чумакам, кашпировским, всяким «прорицателям», «яс­новидящим», гадателям и «целителям», сегодня нас «одухотворяют» их книги, которые ведут только к ги­бели духовной — вечным страданиям. Не это есть Пи­сания, но часто их обоготворяют, не ведая, что этим идолопоклонствуют. Закон есть один. Это — слово Божие. Даже светский закон, если бы он был постро­ен на Законе церковном, Божием Законе, — он был бы твердым, как монолит. Не приходилось бы допи­сывать к нашим законам, Конституции статьи, разъ­яснения, дополнения, которые сегодня никто не ви­дит и не знает, потому что каждый раз это делается в угождение себе — тем, кто их составляет. Потому я уже сказал вам: сегодня все те, кто вне Церкви, «за­поведи» Божии придумывают под себя, чтобы мож­но было оправдаться — вот, я поступил так и так. Это есть ложь и обман, ибо Един Бог, едины Заповеди, едина Жизнь Вечная.

Сегодня, возлюбленные во Христе, призываю на всех вас Божественное благословение молитвами всех преподобных Печерских, предстательством Пресвя­тые Владычицы нашея Богородицы, под Ее Мате­ринским покровительством, ибо отсюда, от Киево­-Печерской Лавры, начала быть Святая Киевская Русь; отсюда не только славянские государства, но и дальние — Америка, Аляска, Аргентина — получили свет Христовой истины, куда Промыслом Божиим были направлены проповедники веры Православной для свидетельства слова Божия. Потому мы долж­ны дорожить своей историей, должны дорожить тем своим приобретением, которое мы сегодня имеем. И должны всегда помнить, что Дух Божий живет в тех людях, которые желают мира, которые идут по Запо­ведям Божиим, невзирая на то, что, случается, и па­даем, но и тут же поднимаемся, для того чтобы уви­деть Свет Христов, светящий во тьме, но просвеща­ющий всякого человека, хотящего жить вечна в Цар­ствии Небесном.

Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *