Слово митрополита Павла (Лебедя), Вышгородского и Чернобыльского в неделю 26-ю по Пятидесятнице

Исполним милосердия сердца свои

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братия и сестры! Вот и начался радостный Рождественский пост! Радостный поче­му? Потому, что мы приближаемся к великому таинству — Бог воплощается в человека ради нас, нашего ради спасения. Велика эта тайна и радостна пото­му, что Бог наклоняет Небо, чтобы сойти на землю и впоследствии возвести человека на Небеса. Но прежде нежели Богочеловек примет плоть, Он приготав­ливает для Себя Скинию.

Божией милостью, в эти дни будем петь тропарь: «Днесь благоволения Божия предображение и чело­веков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает…» (тропарь праздника Введения во храм Пресвятой Бого­родицы). Вот Та, о Которой говорили Пророки: на­станет время, родится, придет в мир Непорочная, Святая. Пророки называют Ее Горой Несеко­мой, Пророки называют Ее Жезлом Прозябшим, то есть расцветшим, Ее называют Живоносным Ис­точником, Она выступает в образе Лестницы небесной, Еюже нисходит Бог. И многое множество дру­гих свидетельств указывают святые Пророки, истово желавшие видеть истинно, а не только своим проро­ческим прозрением эту Скинию Христову, где совер­шилось Тела Спасителя, Которое Он отдал в жертву Крестную ради меня, всех нас ради.

Величание свидетельствует: «Ангели вхождение Пречистыя зряще, удивишася, како Дева вниде во Святая Святых». Опять безумный человек, не имею­щий страха Божия, не могущий проникнуть в глубину веков, так и не понимает, что это — наибольшее, наи­святейшее свидетельство Богородичной избранности Марии Девы. Ведь, по законам того времени, жен­щине нельзя было заходить во все части Храма, — святая же Отроковица жила во Храме, обучаясь чте­нию Священного Писания и рукоделию, имела сво­бодный вход во Святая Святых для молитвы, которой посвящала большую часть времени, и здесь она полу­чала пищу от Архангела Гавриила. Так будущая Бо­городица введена была во Храм воспитатися Госпо­ду. Священники и народ узнали, что Захария увидел чудо — увидел Ангела. Увидел все то, что происхо­дило в Иерусалимском Храме, и видели другие священники, как Ангел приносил пищу для Пресвятой Девы Марии. И потому сегодня, как и тогда, можно обратиться к еврейским священникам с вопросом: не­ужели они не смогли узнать в той свитой Отрокови­це предопределенный Кивот? Ведь свидетельствуют все времена, что Господь приготовил в образе Божи­ей Матери спасение для всего человечества.

Исполнились те времена, когда пришлась пра­ведной Анне выполнить свое обетование: посвятить дочь на служение Богу. Собрались в дом гости — родные, близкие. Ликовствующие Анна и Иоаким, с которых Господь снял поношение за их безплодие, а дал благословение: дочь Марию — Божию Матерь всех живущих на земле, они собрали чистых отроковиц. С зажженными свечами и радостным пе­нием они шествуют в Иерусалим, в Храм Госпо­день. Царь-Пророк Давид пророчески восклицает: дщерь, забудь народ твой и дом отца твоего и станешь одесную Творца (Пс. 44), то есть одесную Бога, что мы сегодня и видим на иконах, слышим в пророчествах. Святая Отроковица Мария должна была забыть и забыла родительский дом, ибо она уже никогда из Иерусалимского Храма не выйдет — до того вре­мени, пока не будет передана на верные руки правед­ного Иосифа Обручника — хранителя Ее девства.

Мы живем в новой эре, в новом летосчислении, но часто ли мы, — кто гонит Христа, кто не принял, кто распял Его, — задумываемся над тем, что все на­чинается от Христа: и новая эра, и эти, ушедшие уже 2000 лет, и с Божией милостью, если кто доживет, пройдет и третья тысяча лет. И все благода­ря Тому, Кого гнали, Кого поносили. Он дал челове­ку все блага для того, чтобы человек увидел и узнал любовь Творца к себе. И каким бы ни был плохим этот человек, Господь все равно любит его, дает вре­мя на покаяние. Дает те дары благодати, которых не может и вместить мир.

Этот праздник, возлюбленные во Христе, учит нас, чтобы мы чтили Божию Матерь — Матерь Христа Спасителя. И для всех сектантов это является укором: они скажут, что это «не описано в книге» — в Евангелии, но у нас есть предание. У нас есть Ветхий Завет, который свидетельствует все это.

Поэтому, дорогой христианин, для нас сегодня наступает великий день радости, ибо, видя Божию Матерь, мы знаем, что уже через некоторое время придет в мир Христос Спаситель, начнется новая эра, начнется новая жизнь. И мы, если даст Бог, доживем до праздника Господня — Обрезания, который есть свидетельством того, что началась новая жизнь во Христе: все старое отсеклось — и осталась одна лишь благодать, которая вразумляет, просвещает и освяща­ет всякого человека, пришедшего в мир.

Мы также остановимся сегодня и на нашем вос­кресном Евангельском чтении: открой Евангелие от Луки (12, 16-21). Опять Господь проповедует тысячам народа, наставляя, просвещая его в Истине Божией, давая понять, что Он — тот Мессия, Которого ждали все ветхозаветные праведники и весь еврейский на­род; тот, через Которого придет спасение — Свет все­му миру. Господь предупреждает, что нет спасения лицемерам н любостяжателям, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения: оно не делает жизнь ни продолжительнее, ни счастливее, но еще короче и безпокойнее по причине роскоши и забот. И сказал им притчу о богаче: богач сидел и раздумывал, что у него уже достаточно много насобиралось богатства и еще — смотри, как угобзилась, то есть — какие ще­дрые плоды дала нива. Старые житницы разорю, по тому что они уже малы, а новые сделаю, все положу туда и уже, может быть, на следующий год не буду ни сеять, ни пахать — эта уже будет для меня лишнее. И этого моей душе хватит на многие и благие годы. Но не задумался он над тем, что его жизнь — в руке Божией. Ибо речет в своем сердце: сделаю то и то, в то же время не положив во главу угла своей жиз­ни краеугольным камнем Господа. Богач ест, пьет, веселится, но никогда не знает настоящей радости, ко­торую приносит человеку благодать Духа Святаго. В Боге — любовь неизреченная. Посещением Святого Духа дается истинная радость, покой и счастье. Богач проживает жизнь свою, как цвет полевой, и без следа пропадает. Ибо солнце заходит, он ложится спать, — а для него не существует больше восхода; или солн­це взошло, но для него уже нет больше заката. Почему? Потому что он уже обречен земле — возвратит­ся в землю.

Так и мы. Душа многострадальная, которая сму­щалась, часто вела войну с плотью окаянной, ко­торая сама обличала нас, — звала к покаянию. Но мы толстым слоем свинского жира заглушали со­весть, чтобы временная наша жизнь была нам при­ятна. Или утешали себя другими словами: нет ни­чего, живи и веселись одним днем. Но тут же Го­сподь не замедлил сказать богачу, чтобы он понял: не все так, как ты думаешь. И говорит: безумный! в сию ночь от тебя отнимут душу, и кому сие будет? И дальше Апостол как бы опять от себя говорит: так бывает с тем, кто, собирая сокровища для себя, а не в Бога богатея, — тот гибнет.

Остановимся, дорогие мои, на некоторых дета­лях сегодняшней евангельской истории. Господь не запрещает богатства, ибо это Он дает все че­ловеку: и земля плодоносит, и работа идет, пото­му что Господь благословил этому быть. Но бла­гословил не для того, чтобы ты жадно копил приобретаемое, не для того, чтобы ты расточал его в ненужной роскоши, в пирах и веселии, а для того, чтобы ты поделился с ближним, дал нищему, — что­бы ты помог страждущему, немощному. Потому и называет Господь евангельского богача безумным. Ведь он плоды трудов присвоил себе, не подумав, что это — дар Божий, не возблагодарил Бога. Он решил, что богатство дано ему одному, хотя рядом было много людей, с кем он мог поделиться, — и в этом могло быть его спасение.

Поэтому, дорогой человече, имеющий что дать ближнему своему, — спеши дать, и построишь себе этим вечные обители в Царствии Небесном. И бла­годари Бога, что есть у тебя такие люди, которые нуждаются в твоей помощи. И Господь умножит тебе и славу, умножит тебе и богатство, умножит тебе все, чтобы ты и дальше мог продолжать свой жизненный путь тихо и безмятежно, как это делали угодники Божии.

Чаще всего, возлюбленные о Господе, богатство ослепляет человека, ибо не он имеет богатство, но оно имеет его в руках своих; и не он им владеет, но богат­ство им владеет. Так и упомянутый богач думал, что он навсегда сохранит богатство — до конца дней своих, и собирался жить долго. Помышлял же лишь о плотских удовольствиях и не думал о духовном. Но… «сию ночь душу твою возьмут у тебя» (Лк. 12, 20).

И в нашей жизни мы наблюдаем то же самое. Иные всю жизнь просуетятся, богатство соберут, а для чего? Родным, близким, детям? Детям родительское богатство без цены — в их руках оно быстро уходит на ветер. Но как же в Бога богатеть? Это зна­чит — думать о богатстве как о даре Божием и распоряжаться им, как угодно Богу: на дела милосердия, строительство, восстановление храмов и прочее. Как душа важнее тела, так богатства вечные важнее вре­менных. Мы должны усвоить себе непреложно, что земные дела — только на земле необходимы и, как все земное, пройдут, кончатся, как и небо и земля мимоидут (Лк. 21, 33). Но так как неземная, вечная душа наша, влекомая нашей немощной плотью, слишком много заботится о земном по застарелой своей греховой испорченности, забывая о постоянном, вечном отечестве небесном, то надобно всячески стараться, чтобы она не увлеклась совсем мирскими заботами, попечениями, делами и временной сладостью греха и не забыла о другой жизни; нужно всячески, при по­мощи Божией, направлять ее к Небу, раньше зна­комить ее с тамошним светом и тамошними потреб­ностями, образовывать ее по-небесному, заставлять ее заблаговременно дышать, так сказать, небесным воздухом. Чтобы Небо впоследствии приняло нас, необходимо здесь, на земле, каждому положить в душу свою что-нибудь родное Небу, иначе на Небе не будет для нас места.

Сегодня мы много говорим о смерти. Многие уко­ряют нас, что уж очень мы ударились в унылые раз­говоры. Но, дорогие мои, этот дар — дар смерти — не всем дан Богом. Ибо Апокалипсис свидетель­ствует: придет время — смерть отбежит (Апок. 9, 6). И вот сегодня оглянись вокруг себя, пройди по кладби­щу, просмотри списки своих родных, близких, дру­зей, — и ты увидишь, скольких из них уже нет сре­ди живых. Но с чем они ушли в загробную жизнь? Никто не взял с собою ничего. Смотри: кто сделал раскол в Церкви — их нет, слава их погибла с шу­мом. Смотри: те, кто гнал Церковь в продолжение 70 лет, на земле они свои имена нарекали, — а се­годня забыто, как их звать. Смотри на тех безум­цев, которые и не думали завтра умереть, но, — не дождавшись завтрашнего дня, — они канули в вечность. И смотри на другой образ жизни — несчаст­ных, как часто называют, монахов. Они тоже умирают, но их помнят — тысячу, две тысячи лет. О чем это говорит? Они всегда помнили о смерти и стара­лись жить так, чтобы своей верой, своими делами прославить Бога. И поэтому о таких Господь сказал: если он умрет, он жив будет и будет возвещать дела Господни (Пс 117, 17). Ибо их труды — благие, любвеобильные, христианские — они никогда не умрут, ибо Христос — вечный, всегда вечна и душа наша, никогда не умирающая.

Но горе тому человеку, который умирает внезап­но, без жизни в вере, без покаяния, — нет несчастно­му помощи; ибо он не старался о душе своей, не забо­тился о ее спасении — надеялся на завтра. Но, увы, до «завтра» он не дожил. Это часто можно слышать се­годня и от молодежи: доживу да старости, тогда буду думать о душе и вечности. Увы! А где эта старость? Засохший цвет ложится в гроб, и юность, облетевшая ветром уже давно, уходит. Поэтому думай, христиа­нин, каждую минуту о своей жизни: как ты живешь? чего ради ты живешь? Если богатства ради, то в па­губу себе. Ибо душа человеческая, пристрастившись к богатству, стремительно идет навстречу всем поро­кам. Пристрастившиеся к богатству пускаются во все тяжкие, предаются и воровству, и убийству. Человек теряет покой, ибо может ли быть кто спокоен среди колючего терния богатства, где суета, безпокойство, заботы, досады, огорчения, желание большего, рвение, зависть, гнев и отчаяние?

Богатство должно тратить для помощи нуждаю­щимся, но не на гулянки, не на пьянки. Да, нужно и телу дать покой, отдых. Нужно отдохнуть, поле­читься, что многие и делают сегодня, — едут в те места, где можно действительно почерпнуть здоро­вье. Господь не запрещает этого. И Господь хранит тех, кто богатеет в Бога. А богатеть в Бога, или для Бога, — значит быть благосклонным и милостивым к нуждающимся. Ибо что дается нуждающемуся, то Бог принимает, как Себе Самому. Следовательно, богатеющий в Бога есть тот, кто богат милосердием и добрыми делами к нуждающимся, соблюдая христи­анское состояние своей души, кто полон сострадания, человечности к окружающим. И если ты богатый, — тебе хватит, что дать, не беги только тех, с кем надо поделиться, и ты незамедлительно увидишь, как Гос­подь упрочит твое состояние. Вспомним святого равноапостольного Великого князя Владимира. Кто он был до Крещения, до принятия веры Православной? И посмотри, что стало с ним после принятия Право­славия. Он кормил тысячи, он сам завозил в темницу еду, он принимал странных и убогих. И смотри: как при нем упрочилась, прославилась Киевская Русь, ибо Господь прославил его той славой, которой не слышало ухо, не видело око и не приходило на серд­це человеку.

Сегодня, дорогой христианин, поздравляю тебя с праздником — Введения в храм Божией Матери. Открой свое сердце, дабы Она вошла и в твой дом, чтобы Она вошла в твой храм, сотвори Ей приют, дай Ей место. И Она в твоем сердце сотворит вертеп не разбойников, а вертеп для принятия Рождест­ва Христова. Она вместе с тобой будет страдать в твоей жизни, но будет и утешать по-матерински твои скорби и страдания. Она своею рукою свя­тою утрет твои слезы, которые ты, возможно, в уединении, будешь лить перед Ее Сыном, — может быть, от скорби по своим родным, близким, может быть, а своих грехах и страданиях. Она тебе помо­жет и в ту минуту, когда ты будешь оставлять земные пределы и подниматься ввысь — к Горнему, Святому Иерусалиму. Она возьмет, как любящая Мать, тебя за руку и приведет к Сыну. Вспомни, как Сын, будучи на Голгофе, сказал стоявшей ря­дом Матери: «Проси, Мати Моя, да не отвра­щуся от Тебя» (Акафист перед иконой Божией Матери, имен. «Спорительница хлебов»). А какая мать не бу­дет просить сына за детей или внуков! Вот, поучись этому образу кротости и смирения, услышь глас, вопиющий в твоем сердце, дав место в нем Божией Матери, — и она воздаст тебе сторицею.

Будем молить и просить, чтобы Господь сподобил нас великой чести — дара смерти в покаянии. Не той, что внезапно, а в осознании своих грехов, в причаще­нии Тела и Крови Христовых. Может, кому-то эти слова снова покажутся мрачными. Но, возлюбленный во Христе, кто не родился, тот и не умрет. А хотелось бы отойти в вечность тихо, спокойно, чтобы получить тот удел, который Господь приготовил для любящих Его во веки веков. Будем же в Бога богатеть и спасать души, дабы при жизни не стать мертвецами.

Аминь.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *