Слово митрополита Трифона (Туркестанова) (+1934г.) в неделю 20-ю по Пятидесятнице

 

О воскрешении Иисусом Христом сына наниской вдовы

Не плачь! Не плачь! (Лк. 7, 13). Такими словами утешал в прочитанном сегодня Евангелии Христос Спаситель несча­стную вдову, потерявшую единственного сына, который был для нее единственным утешением. Незадолго до этого она потеряла мужа… и, видимо, сын ее был хорошим, благонрав­ным юношею, всеми любимым, потому-то и сопровождало его множество народа, который пришел затем, чтобы помолить­ся за него вместе с его материю.

Не плачь! сказал Христос, и за словом тотчас последовало дело: и сын ее был воскрешен. И горе матери тотчас преврати­лось в радость.

Дорогие братие и сестры? Не правда ли, и в нашей много­трудной и многострадальной жизни как часто бывают такие минуты и часы, когда мы нуждаемся в утешении, как часто бывают у каждого из нас такие минуты, такие часы скорбей, минуты — можно сказать — уныния… И в эти то горькие ми­нуты мы тоже нуждаемся в словах утешения, как и мать умер­шего юноши.

И верим, Господь Бог, Который сказал: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20), Который послал Духа Утешителя на Своих учеников, как утешил бедную вдову, так утешит и нас. Верим, Он пошлет Духа Утешителя и нам, при одном только условии: если мы сами будем искать Его, если будем сами идти к Нему, а не удаляться от Него.

Прежде всего будем искать Его в молитве. Как какая-ни­будь скорбь у тебя, становись на молитву.

Но, скажешь, у меня тяжело на душе, мне трудно молить­ся — стану на молитву, а молиться не могу

Да, тебе трудно, но это значит, что ты близко допустил к себе врага. Все же становись на молитву, встань перед образом! Встань и молись, хотя не словами молитвы, а собственными словами. Так скажи: «Господи, я и рад бы молиться, да не могу. Помоги мне». А потом явится у тебя и другая молитва: «Господи, ты щедрый, Ты многомилос­тивый! Помоги мне, утешь меня, взойди в мое сердце и в мою душу!»

О, верь, Господь придет и утешит тебя!

А затем есть другое средство для утешения: это — духов­ное пение. Недаром царь Саул, когда на него нападали тоска и уныние, призывал Давида, который играл на гуслях, — и Саулу становилось легче (см.: 1 Цар. 16, 23).

Рассказывают про Тихона Задонского, когда он ушел с ка­федры и удалился на покой, то он часто испытывал чувство уныния, и в этих случаях он читал 17-ю кафизму, и особенно любил начинать со слов: Благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим (Пс. 118, 71), — и тогда печаль его рассеивалась и в сердце водворялась радость.

А затем лучшим средством служит чтение Священных книг. А как часто мы пренебрегаем этим чтением! Например, как много можно найти утешения в чтении Псалтири — ведь редка кто испытывал так много скорбей, как царь и пророк Давид.

А затем чтение Евангелия, особенно того места, где описа­ны страдания Иисуса Христа, Его беседа прощальная с уче­никами, где Он обращается не только к ним одним, а ко всем нам, их последователям: Не оставлю вас сирыми, приду к вам… и я умолю Отца, и даст вам другаго Утешителя… Духа Исти­ны… Он с вами пребывает и в вас будет (Ин. 14; 18, 16-17).

А затем для скорбящего утешением может служить беседа с человеком, который может сочувствовать горестям других. Конечно, великое счастие найти такого человека, который бы мог сострадать ближнему, который готов бы был понести его скорби. Не ищите такого человека в людях высоких, ученых; ищите его в простом, способном понять вас. Ищите его в чело­веке с чуткою душою, он может сострадать вам, утешить вас.

А затем вспомните, что страдали все: и святые отцы, мученики, Божия Матерь, Христос Спаситель, Который Сам шел через путь страданий. Вспомните, как Он перед Своим крестным подвигом скорбел, плакал, как горячо мо­лился в Гефсиманском саду

Но главным образом, дорогие братие и сестры, вы сами это знаете, конечно, где можно найти утешение в своих скорбях. Я вижу вас, наполняющих этот храм… А у кого из вас нет своих скорбей? Вы знаете, конечно, где особенно можно облегчить свои скорби. Это здесь — в храме Божием. Храм Божий — это земное небо! Храм Божий — это единственное места на земле, где совершенно другая жизнь — жизнь молит­вы и любви, где все призывает к молитве. Это единственное место, где страждущая, скорбящая душа может найти отраду и утешение. И действительно, здесь она ее находит, здесь окрыляется дух, здесь, в храме… Каждый, вероятно, испытывал, как тяжело иногда идти в храм, какая-то сила удержи­вала вас… Но пришел, помолился, утешился, успокоился — и обновленным идешь в дом.

Здесь воссылается слава Господу Богу: «Хвала моя — Спаситель, Бог и Господь», «Христос — моя сила и радость» (Ср: ирмос 8-го гласа, 4-я песнь: «Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование…»).

И действительно, Христос непременно обрадует того, кто идет на молитву и усердно молится.

Итак, дорогие братие и сестры, вот в чем нужно искать утешения. Не будем слушать тех, которые говорят, что уте­шение можно найти в мирских удовольствиях, в вине, в раз­врате… Это ложь!

Действительно, может быть, человек и забудется на мину­ту, но затем в душе его еще с большею силою водворяются тоска и уныние, которые тянут его к отчаянию и даже само­убийству. Только в Боге можно найти истинное утешение и радость!

Только в Нем одном можно найти радость в минуты наших скорбей и печалей.

19 октября 1908 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *