Оглашение 37-е.
О том, что не должно проводить праздники в пьянстве и опьянении, и о памятовании смерти.
Братия и отцы. Праздники уже прошли — Рождество и Крещение, которые мы и удостоились отпраздновать в честь Господа Бога нашего в такой крайности. И не печально, но весьма радостно то, что мы изгнаны и живем, будучи гонимы за Того, Кто умалил Себя и образ раба принял. Ибо что другое значит праздновать, как не прилепляться к Богу? К Богу же прилепляются сильнее путем удаления от вещественного и посредством бесстрастия вот к этому миру. Ибо что скажем относительно живущих в пустынях и в горах, и в вертепах и в пропастех земных (Евр. 11, 38)? Не празднуют они? Да они в безмолвии своем празднуют более других, возвышеннее и богоподобнее, чем те, которые полагают празднование в роскоши и пьянстве, в пированиях и попойках, забывая, что сами себя обманывают, которых и Божественное Писание оплакивает, говоря: возвеселяетеся на земле и насладистеся: упитасте сердца ваша аки в день заколения (Иак. 5, 5). Ибо таковые уподобились свиньям, готовым на заклание; имже бог чрево, и слава в студе их (Филип. 3, 19). Посему у нас лучше празднование, если только внимаем себе и живем достойно своего звания и исповедания Христа. Помыслим, братия, что дни наши бегут, как на конях, и время, как некое кружащееся колесо, одних вводит чрез рождение, других изгоняет чрез смерть, не в одном и том же возрасте и не в одном и том же благовремении, но и стариков прежде юношей и юношей прежде стариков, отцов прежде детей и детей прежде отцов, вместе всякий возраст, потому что так Бог установил, чтобы, не зная (часа); смерти, мы все каждый день были готовы к исходу. Поэтому будем бодрствовать и трезвиться, чтобы смерть, явившись неожиданно, не застигла нас не приготовленными, и чтобы нам не каяться напрасно и безполезно. Не знаете ли вы, как в предыдущие дни внезапно я впал в болезнь и как вмале вселилась во ад душа моя (Пс. 93, 17). Но если я и выздоровел, то, конечно, не навсегда. Должно же мне, уже состаревшемуся, в будущем оставить вас и переселиться к отцам и братьям моим. Только молитесь, чтобы отошел я в добром сознании и после незапятнанной жизни. Итак, объятый мучениями, я размышлял и говорил самому себе: если такова эта мука, то какова же будет мука грядущего суда. И если мы не выносим страданий в течение трех, четырех дней, то как перенесем вечныя муки. Посему и вам советую размышлять об этом, быть старательными, и жить внимательно, — по внешнему человеку — со всякой осторожностью и смиренномудрием, трудолюбием и терпением, а по внутреннему — всячески охраняя сердце и не допуская, чтобы нашептывал вам и нападал на вас змий лукавый, дракон великий, и не делая дом Бога жилищем страстей, но (стремясь) чистыми представить себя Богу и здесь, прежде грядущего века, жить блаженной жизнью. Ибо что блаженнее, как чистым сердцем жить в мире с Богом? Но этого не будет, если не будут предшествовать труд, молитва, слезы, сердечное сокрушение, рвение, горение духа, хотя и при них враг не перестает подстерегать и навлекать на нас внезапную войну. Делает же это он потому, что видит, что мы восходим на небо и сподобляемся радости неизглаголанной. Но одинаково недостойны страсти нынешняго времени к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8, 18). Поэтому, всякою силою возмогающе по державе (Кол. 1, 11) веры и надежды нашей, будем стараться обратить в свою пользу войну, разрушить козни демонския, подражая бегущим на ристалище, которые употребляют такое напряжение, что к концу бега задыхаются и едва переводят дух. Но у них бег в течение одного дня и венец тленный; у нас же бег в течение целой жизни, почему и венец нетленный и награды вечныя. Их да достигнем мы все, бодро окончив свое течение во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и держава со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Добавить комментарий