Слово преподобного Макария (Глухарева) Алтайского (+1847г.), на день Рождества Пресвятой Богородицы
Не могу доступнейшим образом изъявить вам, отцы и братия, благодарение за снисходительное внимание, с каковым вами было приемлемо слово учения от недостойных уст моих, как предложив вам новое слово, к общему соутешению и назиданию нашему, в честь и память Благословенной Девы Марии, Матери Господа нашего Иисуса Христа, Которой рождение празднуем в день сей, и во славу самого Сына Ее и Бога нашего, Которого славное воскресение в сей же день торжественно воспоминаем. Видите, с каким согласием одни в других совмещаются, и одни другим отнюдь не препятствуют праздники Господа нашего и праздники избранных Его! Так Господь исполняет слово Свое: прославляющыя Мя прославлю! (1 Цар. 2, 30). Так исполняется и на земли сие слово Иисуса Христа в Его первосвященнической молитве к Богу-Отцу: и Аз славу, юже дал еси Мне, дах им (Ин. 17, 22). Святые Божии человеки, соделавшись, по слову Апостола Петра, причастниками Божественного естества (2 Пет. 1, 4) прославляются таким образом в Боге на небеси; и как они прославляли Бога на земле верою и верностию до смерти, то Бог прославляет их и на земле благотворными чудесами и светлыми торжествами воинствующей Церкви.
Впрочем, почитая святую память избранных Божиих, что мы творим, христиане, поклонники Единого в Троице Бога? С сими же избранными Божиими духом соединяемся, чтобы хвалить Единого в Троице Бога, прославляя подвиги и добродетели, удивляясь в них образцам чистой любви к Богу и к человекам, искреннего смирения пред Богом и человеками, мученического послушания и служения Богу и человекам, непорочного пребывания в детской искренности и простоте, хождения в присутствии Божием и обращения мирного, любвеобильного с человеками, учимся усвоять себе сии боголюбезные свойства, нравы и правила, прославляем благодать Божию, восстановляющую, обновляющую, живописующую в душах покорных и преданных ей святые черты образа и подобия Божия; Бога единого славим, Бога, открывающего славу Единородного Сына Своего Иисуса в различных и преизящных добродетелях истинных учеников и учениц Его.
Испытатели естества утверждают, и достоверно, что радуга есть не иное что, как прекрасная игра лучей солнечных в каплях дождем чреватого облака, стоящего пред солнцем. Послушайте же: — ах, как приятно и говорить и слушать об этом; и сколь сладостным долженствует быть помышление сие, когда глас грома Твоего, Боже, раздается по небесам, когда молнии Твои освещают вселенную (Пс. 76, 19), и когда видим дугу Твою в облаках, сие знамение мира, сие знамение милосердия Твоего к человекам! (Быт. 9, 13; Ис. 54, 9). Братия и отцы! весь сонм Святых, все искупленное и освященное человечество, изображается сею любезною радугою. Сколько в облаке дождевом капель? Кто изочтет? Сколько же избранных Божиих в Церкви, на небесах торжествующей? Кто исчислит? И все сии капли в единстве между собою; так все Святые союзом любви связуются и едино суть в Господе. И во всех сих каплях дождевой тучи лучи одного солнца отражаются и открываются прекрасным разнообразием красок, которые, удивительным образом и различие цветов сохраняя, и единую Божественную ткань составляя, являются взорам умиленного созерцателя в виде радуги: а наше Солнце правды — Христос Иисус; Его присносущный свет благодати и истины сияет во всех Святых, и, седмеричным действием единого Святого Духа производя в них разнообразные светы и совершенства, составляет из сего разнообразия прекрасное единство и единую красоту, достойную радости и любви Создателя, удивления и веселия Ангелов. Это — небесная Церковь Иисуса Христа, собор избранных Божиих в горнем Иерусалиме. И между тем, как древний Пророк восклицает: хвалите Бога во Святых Его (Пс. 150, 1), новозаветная на земли Церковь ответствует, исповедуя: Един Свят, един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца! А святые Божии на небеси повергаются пред престолом Иисуса Христа, и, слагая венцы свои пред Ним, возглашают: Тебе единому принадлежит всякая слава, честь и поклонение: ибо Ты искупил нас и сотворил нас царями и священниками Богу и Отцу Своему (Откр. 4, 10-11; 5, 9-10), Боже Святой и святых Твоих освящающий, Боже Святой и во святых Твоих прославляющийся!
Но такими чувствами избранные Божии еще в земном житии отличаются от сынов мира сего; и как сии рабы тщеславия и узники гордости, получая дарования и милости Божии, обращают оные в пищу и украшение своей суетности, так чада Божии любят воздавать славу Богу о всем, что от Бога приемлют, твердо веруя, что всяко даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов (Иак. 1, 17); и когда десница Господня возносит их пред человеками, в то наипаче время они искренним чувством души и сердца погружаются в глубину смирения.
Так Чистейшая светлостей солнечных непорочностию сердца, Пресвятая Дева Мария, когда Дух Святой, устами сродницы Ее Елисаветы наименовал Ее Материю Господа, возвышает Ее честию и достоинством превыше Херувимов и Серафимов, видит, что Бог един велик, и что всякая тварь, сколь ни велики ее преимущества, есть еще сущая малость, сущее ничтожество пред беспредельным величием Божиим, видит и исповедует, восклицая: Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем: яко призре на смирение рабы Своея. Се бо отныне ублажат Мя вси роди. Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его (Лк. 1, 47-49).
Отцы и братия! заметим: познание и созерцание величия Божия соединяется в смиренной душе с самым сладостным удовольствием, с недоведомою и непостижимою для мира радостию; и сия радость есть уже предвкушение блаженства бесконечного, для которого сотворена душа, есть заря вечной жизни, которая в ней загорается вкупе с любовию к Богу: ибо можно ли радоваться о том, кого не любишь? А когда любовь Божия, по слову св. Павла, излилась в сердце человека Духом Святым (Рим. 5, 5), тогда может ли он не вкушать радости? Радость неразлучна с Духом Святым и с любовию к Богу, которою пламенеет душа, и с любовию Бога к душе. Итак сии слова Марии: возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем, суть выражения великой и бесконечной любви ее к Богу, и любви Божией к Ней, как бы сретающихся и лобызающихся взаимно в душе Ее. А когда Богоматерь видит Бога Спасителя Своего, Который потому именуется так, что спасает человеков от греха и вечной погибели, и когда в Себе самой ничего не усматривает и не показывает, кроме богопреданной малости, на которую призрел Спаситель Ее, кроме ничтожества, из которого Бог, что́ восхотел, то сотворить благоволил: тогда Мария с высоты исполненного радостей и восторгов созерцания величия Божия нисходит в глубину смиренного самопознания ничтожности собственной; из сей-то глубины, из сей твердыни, для смертоносного тщеславия неприступной, Дух Святой показует Ей образы Ее величия, которые созерцая, восклицает Она в удивлении неисповедимым судьбам Божиим: Се отныне ублажат мя вси роди, все племена людей: какое величие Боже мой! Но сотворил Мне сие величие Сильный, всемогущий Бог, Которого сила совершается в немощи человеческой; Он поможет Моей немощи устоять и не упасть под тяжестию сего величия, которое есть — Его величие; слава Его, имя Его на Мне: и свято имя Его. Благоговейте пред Ним все племена, ублажая Меня; да святится имя Его, да прославляется имя Его Единого и во Мне и во всех святых!
Мати Божия, сохрани нас под кровом Твоим! Аминь.
Добавить комментарий