Слово протоиерея Александра Шаргунова в день памяти святых отцов VII Вселенского Собора

 

Об иконопочитании

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня память святых отцов Седьмого Вселен­ского Собора, утвердивших истину иконопочитания. Мы помним, когда завершается первая седмица Вели­кого Поста и Церковь празднует Торжество Правосла­вия, мы совершаем память святых отцов, которые со­крушили ересь иконоборчества. Потому что догмат иконопочитания есть печать всех других догматов на­шей веры. Печать тайны Воплощения Божия, что Бог стал человеком, Слово стало плотью и Он может быть изображен и видим. Его таинственное присутствие — во всех святых Его изображениях в Церкви. Вся судь­ба Православия, в особенности Русской Православной Церкви, связана с тайной иконопочитания.

Вы все знаете церковное предание, летописный рассказ о том, как благоверный князь Владимир изби­рал самую истинную веру для нашего народа, и при­ходили к нему мусульмане, иудеи, католики и греки, и каждый рассказывал о содержании своей веры. По­том по совету старцев и бояр были отправлены в раз­ные страны десять мужей «добрых и смысленных», чтобы они могли не только слышать о чужой вере, но своими собственными глазами ее видеть. И мы по­мним, какое впечатление на них произвела вера му­сульман, в которой «нет веселия». Вера западных христиан — католиков, в которой нет красоты. Вера иудейская, которая мертвой им показалась. И как они были поражены тем, что они увидели в Константино­поле в церкви Великой Софии за богослужением: «Мы не знаем, как рассказать о том, что мы увидели. — го­ворили они. — Но мы знаем, что там Бог пребывает с человеком и этой красоты невозможно забыть».

Духовная красота, которая присутствует в бого­служении, в иконописи, это единое неразрывное бого­словие Церкви. Потому для наших предков эта красо­та явилась главным доказательством истинности веры.

Это напоминает слова известного русского право­славного богослова, который сказал, что глядя на ико­ну Пресвятой Троицы преподобного Андрея Рублева, я вижу, что есть Бог. Не нужны никакие доказательства, рассуждения. Человек, имеющий очи, чтобы видеть, видит эту новую жизнь, которая пришла в мир и кото­рая запечатлена красками на иконах. Духом Святым Церковь Небесная через иконы на иконостасах, на сте­нах храмов, в домах наших присутствует здесь, на зем­ле.

Но как говорят святые отцы, наше почитание свя­тых икон есть выражение той тайны, когда «честь на первообразная восходит». Мы не поклоняемся древу или краскам, мы почитаем Господа, Божию Матерь, все небесные силы, которые изображены на них. Поче­му мы совершаем каждение перед святыми иконами? Почему со страхом и благоговением мы поклоняемся святым иконам? Потому что воню благоухания духов­ного, молитву нашу в Духе Святом мы приносим Гос­поду и святым, которые изображены на иконах. Пото­му что со страхом и трепетом мы поклоняемся Господу и Божией Матери, и всем святым, которых эти иконы изображают. И когда совершаются чудотворения от икон, чудо исцеления от болезней телесных или ду­шевных, то это происходит от того, что мы с верой при­касаемся Господу и святым, изображенным на этих иконах. И когда мы узнаем радость и утешение от свя­тых икон, то эта радость новой жизни исходит от Гос­пода и Божией Матери и святых, которые присутству­ют здесь среди нас в этих святых изображениях. По­этому глупцы и безумцы те еретики, которые нечести­во объявляли поклонение святым иконам как идоло­поклонство, или, вернее сказать, они находились и на­ходятся под властью «отца лжи», духа сатанинского.

Разве Церковь Православная и течение многих веков не вела войну против идолопоклонства, и разве миллионы верных не принесли себя в жертву этой победоносной войне, чтобы не поклониться никако­му идолу? Достаточно было им принести щепотку ла­дана перед идолом, перед каким-то земным изображением, с тем чтобы идти свободно и веровать во что угодно. Но они предпочитали смерть за Христа, толька чтобы не поклониться никакому идолу. И разве не Церковь Православная сокрушила идоло­поклонство? Посмотрите, как коварен диавол! Эту Церковь, победившую идолопоклонство, он называ­ет Церковью, утверждающей идолопоклонство. Вот к чему приводит плотское, а не духовное видение всего, что происходит на свете, а тем более тех тайн сокровенных, которые Господь хранит в Своей Церкви.

И с каким ожесточением, поистине сатанинским, эти еретики выступали против православных! Совер­шенно неслучайно их гонение на почитателей икон с самого начала совпало с гонением на почитателей святых мощей и на всех монашествующих. Потому что как в иконопочитании, так и в святых мощах, и в по­двиге монашества особым, сугубым образом является наше приобщение тайне Воплощения Христова и тай­не Его Воскресения. И совершенно неслучайно древ­ние еретики, которые огнем и мечом хотели сокру­шить истинную веру Православную, и соединились в ХХ столетии с гонителями, которые уже представля­ли открытое богоборчество, отрытую войну против Бога и против человека. Они как и в древности уничтожали святые иконы, оскверняли святые мощи. А тех, кто не хотел отречься от веры православной, мучили и убивали.

Но мы знаем, что истина Божия и сила Божия сильнее огня и меча, и любой земной силы. И как тог­да еретики были посрамлены и сокрушены, а иконы остались в храмах православных и в домах православ­ных людей, чтобы свидетельствовать о страшном бла­годатном присутствии Божием в нашей жизни, точно так же произошло во время этого недавнего гонения.

Теперь снова восстанавливаются разрушенные храмы и монастыри, пишутся новые иконы. И они яв­ляют чудотворения, эти иконы, простые, бумажные, иногда мироточат и благоухают, напоминая нам о том, что близок к нам Господь.

Но сегодня этот многоопытный изощренный в лу­кавстве враг Церкви Христовой изыскивает новые спо­собы борьбы с иконопочитанием. Он хочет, чтобы эти иконы, прежде всего древние чудотворные, которые не уничтожены, стали новыми идолами, «шедеврами ис­кусства», которым можно поклоняться как величай­шему творению, делу рук человеческих. И по сей день отняты у нас неуничтоженные величайшие святыни, такие как Владимирская и Донская иконы Боясией Матери и другие святыни наши, древние соборы. Нам их выдают только на некоторое время, на праздники, чтобы мы могли им поклониться. Объясняют, что эти ценности принадлежат не Православной Церкви, а всем людям, потому что это такие замечательные произведения искусства и эта больше, чем все осталь­ное. А поклонение им православных как иконам — только частное явление того, что эти иконы собой представляют.

Но не это самое ужасное в замыслах врага. По­следний этап борьбы диавола с Церковью Христовой будет в том, чтобы превратить Церковь Православ­ную, все ее святыни, все самые замечательные иконы только во внешнюю красоту, во внешнюю видимость, которая бы утратила свою благодатную силу. Эта вой­на страшнее, чем просто уничтожение святыни. Пото­му что в мире, где зло стремительно растет, враг хочет добиться того, чтобы и святыня, в конце концов, была осквернена, и чтобы соль благодатная утратила свою силу и ни на что уже больше не годилась, как на то, чтобы быть пустым украшением того беззакония, того торжества зла, которое происходит в мире.

Поэтому, празднуя сегодня память святых отцов VII Вселенского Собора, почитая святые иконы, древ­ние и новые, изумляясь и мироточению, и тому, что плачут эти иконы в напоминание того, что близко Гос­подь, не оставляет Он нас, и что новые испытания ждут Церковь Христову, будем молить Господа и Бо­жию Матерь, и всех святых, в особенности тех, перед иконами которых мы постоянна молимся, чтобы да­ром благодати Христовой, заступничеством наших святых и мы тоже стали подлинно иконами Божиими. Чтобы каждый из нас своею чистотой, любовью, му­жеством, верностью Господу явил, что он образ Бо­жий, что он икона, перед которой уже сейчас Церковь Христова, как перед прославленными иконами, со­вершает за каждым богослужением каждение. Аминь.

Божественная Литургия 22 октября 1998 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *