Слово протоиерея Алексия Ладыгина в неделю 6-ю по Пасхе

 

Духовная слепота и открытие духовного зрения

Сегодня, возлюбленные о Господе братья и сестры, мы слышали удивительное евангельское повествование о земном служении Господа нашего Иисуса Христа. Он вошел в Иерусалим и, как передает нам Священное Писание, увидел слепого человека. Мы знаем, что больные, страдавшие разными немощами, когда видели Христа, часто подходили к Нему и просили об исцелении. А здесь — особый случай. Слепой человек — он, конечно, ничего не видит. Священное Писание передает нам, что этот человек был слепым от рождения, и мы начинаем невольно сочувствовать ему. Представьте себе: человек, который родился слепым, живет, словно в каменном мешке. Он ничего перед собой не видит. Он слышит, но его слух воспринимает все по-другому, потому что мы привыкли и слышать, и видеть. Например, если мы видим человека, который нам что-то строго говорит, но при этом улыбается, мы знаем, что внутри он исполнен доброты, и воспринимаем его не так, как если бы слыша­ли только его строгий голос.

А этот человек был слеп от рождения. Он не видел красоты земного мира. Представьте — весна, все расцвело, огромное голубое небо. Мы идем и, видя все это, невольно радуемся. И хотели бы попечалиться, но у нас не получается, потому что Господь дал нам такой красивый, удивительный мир! А этот человек ничего не видел. И тогда Господь подошел к нему и исцелил его, сотворив брение и помазав брением его незрячие глаза. «Пойди, умойся в купальне Силоам», — сказал Господь слепому. «Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (Ин. 9, 7), — сообщает нам евангелист Иоанн Богослов. И первый, кого увидел прозревший, был Господь Иисус Христос.

Что же случилось после исцеления слепого? Как всегда, нача­лось безумие со стороны фарисеев, которое сопровождало практи­чески все чудеса и исцеления, сотворенные Иисусом Христом во время Его земного служения. Исцеление произошло в субботу. И вот, появились ученые люди и сначала стали пытать этого слепого: «Ты ли? Не ты? Приведи родителей, пусть они скажут, был ты слеп или не был ты слепым». Пришли родители и подтвердили: «Мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, мы не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем» (Ин. 9, 20-21). Тогда бывшего слепца повели к фарисеям. И фарисеи, выслушав его рассказ об исцелении, стали говорить о Христе: «Не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы», «Мы знаем, что Человек Тот грешник» (Ин. 9, 16. 24). Тогда прозревший ответил им так: «Грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает (…). Если бы Он был не от Бога, не мог бы творить ничего» (Ин. 9, 31. 33).

И действительно, сделать такое доброе дело можно только с помощью особой Божественной силы. Мы видели это на примере нашей преподобной Великой княгини Московской Евфросинии, которая тоже первое чудо совершила, исцелив человека от слепоты. То есть, достигнув высоты духовной жизни, она смогла это сделать. И вот прозревший так бесстрашно ответил фарисеям, невзирая на то, что иудеи сговорились отлучать от синагоги тех, кто признает Господа за Христа. Слова бывшего слепого страшно их разозлили. «Во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь?» (Ин. 9, 34) —возмутились они и, как сообщает Писание, выгнали его вон

И, узнав, что его выгнали вон, Господь наш Иисус Христос на­шел его и сказал: «Ты веруешь ли в Сына Божия?» прозревший отвечает: «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» «И видел ты Его, и Он говорит с тобою», — молвил Спаситель. И прозревший, поклоняясь Ему, сказал: «Верую, Господи» (Ин. 9, 35­38)

Почему сегодня Церковь предлагает нам такое евангельское зачало? Ведь сегодняшний воскресный день — последний в пасхаль­ный период. Уже в среду мы отслужим Отдание Пасхи. А сегодня, в последний пасхальный воскресный день, Церковь через евангельское чтение напоминает нам о великом чуде, которое сотворил Господь. Спаситель сотворил много чудес. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21, 25). А сколько чудес Господь творит сейчас, в нашей с вами жизни! И это еван­гельское зачало дается нам для того, чтобы мы, еще раз вспомнив Крестные страдания и Воскресение Христово, всегда помнили о пришествии Господа в этот мир. Чтобы мы, дорогие мои, не оказались «имеющими очи», но слепыми духовно.

Ведь, как известно, каждый человек имеет не только физиче­ское, но и духовное зрение. При физически зрячих глазах мы наполнены слепотой духовной. Действительно, очень часто мы многого не видим. Не видим доброго отношения к нам. Не видим милостыни, которая творится в мире. Не видим даже нашего прекрасного, удивительного мира, а за миром — его Творца и Создателя. Мы не видим своих грехов, своих плохих поступков. Не видим и не слышим тех дел, которыми мы оскорбляем своих ближних. А что-то осознавать мы часто начинаем только тогда, когда уходит из жизни какой-то близкий и важный для нас человек. Приходят такие люди в храм и со слезами говорят: «Батюшка, это мои родители, а я… я не видела их, не замечала их добрых дел». То есть мы сами подтверждаем свою духовную слепоту.

И сегодня Святая Церковь, напоминая о том великом чуде, ко­торое сотворил Господь, в первую очередь призывает нас к тому, чтобы мы свои очи духовные имели зрячими. Чтобы мы видели Бога, видели добрые дела. Чтобы мы видели и те дела неправды и беззакония, которые часто творим в жизни. И, конечно, чтобы мы могли творить то же, что сотворил Господь. Ведь каждый из нас может исцелять ближнего своего. Каким образом? Конечно, нам далеко до преподобной Евфросинии, которая прошла мимо слепого и исцелила его у собора Московского Кремля. Но мы можем исцелять своих ближних добрыми делами. Вот посмотрите: когда слепой прозрел, Кого он увидел в первую очередь? Сына Божьего. Господа увидел. Поэтому мы, дорогие мои, хоть и не имеем высоты духовной жизни и не можем исцелить немощь физически, все же можем исцелить нашего ближнего духовно. Если мы сможем жить мирно, если по-доброму будем относиться к своим близким, тогда они духовно прозреют и увидят за нашими делами нашего Бога, который воспитывает нас в правде и милосердии, который творит явные чудеса.

Недавно была очень интересная публикация о том, как один священник, буквально несколько месяцев назад, в Испании окре­стил мусульманина. Турок, мусульманин, капитан корабля. Они плавали на большом корабле, целая команда. И вот случилось так, что у них отказал двигатель. И корабль встал. А команда состояла из тридцати человек. Среди них были турки, сирийцы, грузины и два украинца. И тогда все стали молиться, каждый своему Богу. Мусульмане — своему, украинцы — своему. Но искреннее всех молились грузины. Со свойственной им горячностью, со слезами. Представьте — вот смерть, вот она перед тобой. И они плакали и молились. И капитан, проходя мимо, увидел, как молятся грузины, и сказал: «Я не видел, чтобы так искренне и чисто молились даже мусульмане». И тогда, впечатленный их молитвой, он произнес: «Иисус, если Ты есть и если Ты нам поможешь, я приму Креще­ние»…. Не прошло и суток, как двигатели вдруг заработали. И они отплыли сначала к Алжиру, но их там не приняли, а потом — к Испании. И все увидели это чудо. А вы знаете, как непросто его увидеть физическими глазами. Но они духовно увидели помощь Христа. У всех членов этой команды было такое чувство, что только Он помог. Не те боги, к которым обращались другие, а именно Христос. И когда этот корабль приплыл в Испанию, он пять миль не доплыл, его взяли на буксир. И священник наш православ­ный, с Украины, который служит в Испании, знал, что в этом экипаже есть два украинца, и пошел их навестить и принести им продукты.

Пришел и говорит: «Ребята, чем вам помочь, что вам сделать?» Это был странный вопрос, и они несколько насторожились, а капитан пожелал поговорить с православным священником. Говорили трое суток. Капитан очень расположился к батюшке, а потом говорит: «Крести меня». А священник говорит: «У тебя же жена — мусульманка. Если я тебя крещу, что у тебя в семье будет? Нужно согласие жены». Прилетела из Турции жена. Батюшка спрашивает ее: «Если муж покрестится, ты примешь христианст­во?» «Приму, — говорит, — я пойду за своим мужем». Вот такое смирение, такая любовь, такое подчинение. Я пойду за своим мужем. И он их, и мужа и жену, крестил в Испании на берегу моря. Освятив морскую водичку, соединил их с самим Господом. А потом задает капитану вопрос: «Вот скажи мне теперь, а ты не боишься? Там же боцманы твои, мусульмане, могут тебя зарезать за то, что ты веру поменял». Капитан как-то пошутил, а потом говорит: «Батюш­ка, после такого — вряд ли…. Ну ладно, буду теперь покрепче запираться в своей каюте». А потом батюшка рассказал, что он посетил этот корабль и всем раздал крестики, и все надели: и наши православные христиане, которые были без крестов, и мусульмане. И когда через несколько дней он снова пришел на корабль, то увидел, что даже те, кто не принял Крещение, все равно носили православные наши кресты, потому что Господь совершил явное чудо в их жизни.

Эта замечательная история перекликается с сегодняшним евангельским чтением. Как тот прозревший человек не побоялся отречения от синагоги и изоляции от общества и стал открыто исповедовать Христа, и поклонился Ему, и пошел за Ним, — так и этот капитан, полюбивший Христа за то, что Господь спас его экипаж, не побоялся противопоставить себя общественному мнению, и принял христианство. Этот случай стал серьезным укором современным людям из православных семей, которые огульно принимают ислам. Особенно девчонкам и женщинам. Да и ребята сейчас принимают ислам ради каких-то своих целей и выгод. Например, если попадают к богатым людям, исповедующим ислам, чтобы стать для них своими. Или буквально недавно показывали по телевизору наших актеров. Тоже ситуация: влюбилась в татарина, а он ставит ей условие — прими ислам. И она с легкостью меняет веру. …Конечно, этот брак обречен на несчастье. Он не будет крепким. Изменив Богу, человек не может обрести счастье на земле. В итоге брак распадается, и она возвращается в Православие. И, слава Богу, что возвращается. Измена, вот эта нестойкость показы­вает нам, насколько мы слабы и маловерны. Где уж тут проповедо­вать, исцелять, показывать красоту мира и богатство нашей веры, как показали те грузины. Они так молились Богу и так искренне призывали Христа, что вопреки всем физическим законам заработали двигатели, которые уже почти целый месяц не работали! Их уже сотни раз пробовали заводить, но они не заводились. И вдруг — завелись! И корабль поплыл, и жизнь вернулась в экипаж.

Поэтому сегодняшнее евангельское повествование в последний, еще раз повторяю, воскресный день по Святой Пасхе, когда мы еще поем «Христос Воскресе из мертвых», говорит нам о том, что каждый из нас должен заботиться не столько о своем физическом зрении, сколько о зрении духовном. Чтобы видеть, видеть Вос­кресшего Христа, исповедовать Его. И так, как это сделал прозрев­ший слепой, поклоняться Ему во веки веков.

Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *