Слово протоиерея Андрея Лемешонка в неделю 5-ю Великого поста. Преподобной Марии Египетской.


Твоя маленькая Голгофа

В пустыню вселившися твоих страстей образы от души отъяла еси, боговиднейшее изображение в души написавши, добродетелей виды: и толико просияла еси, яко и водами легко преходити, блаженная, и от земли взиматися в твоих к Богу молениих: и ныне в дерзновении всеславная Марие Христу предстоящи, молися о душах наших (стихира на «Господи воззвах», гл. 6-й).

Трудно человеку оторваться от земли, трудно пе­реступить через свои интересы, через сегодняшнее видение мира и расширить горизонты своей жизни. Сегодня мы слышим из Евангелия, как Господь гово­рит о крестных страданиях, о том, что Он идет в Иерусалим, чтобы добровольно, невинно умереть, по­страдать за спасение всего человечества. А рядом идут Его ученики и говорят о совершенно других ве­щах: «Сейчас мы завоюем Иерусалим и станем пра­вить всем миром». Эта идея, наверное, и сегодня ви­тает в чьих-то умах. Все земное настолько ограни­чивает человека, что люди не понимают: для чего им дана жизнь на земле. Мы слышим на Исповеди великие слова, которыми должны жить: «Тебе прощаются твои грехи…» Ты еще не начал каяться, а тебя уже прощают. Ты и не начал смиряться, а Господь уже причащает тебя жизни вечной. Ты вообще ниче­го не хочешь делать, но уже освящен Божией благо­датью. Для нас это стало привычно. И во время исповеди больше всего нас волнует то, что у нас есть какая-то проблема, у нас что-то не строится в отно­шениях, что-то разваливается, у нас что-то не так, как нам хотелось бы… Но все это видение совершенно другого уровня жизни. Господь хочет, чтобы мы горе имели сердца. А как тут поднять горе сердца, если внутри человека тревога, болезнь, печаль, если все, что есть в его жизни, построено только на этой земле?

Сегодня, когда я совершал литургию, мне сооб­щили очень печальные, очень тревожные известия. И я должен оторваться от этого, я должен жить дру­гой жизнью, потому что литургия — это преодоле­ние притяжения земли, это вечность. А оторваться трудно, потому что есть проблемы, и они есть не толь­ко у тебя, а еще и у тех, кто от тебя зависит. Но нам нужно отвоевывать мир в сердце для Бога. Мы долж­ны понимать, что задача не в том, чтобы сегодня бы­ло легче и проще жить, а в том, чтобы мы смогли вместить любовь Божию и в ней найти ответы на всевопросы.

От непонимания и недоверия к Богу человек при­ходит в тупик: он причастился — а ему становится хуже, искушений стало в десять раз больше, болезнь усилилась. Человек что-то просит у Бога, а Бог ему это не дает, дает другое. Неужели Бог оглох, ослеп, неужели Бог не любит? Просто у Него совершенно другая задача: Он пришел спасти человека и, пока человек здесь на земле, ввести его в новую жизнь, в которой не будет греха.

Не найдя Христа в этом мире, мы не найдем Его уже никогда и в вечности.

Поэтому, несмотря на все наши благие желания и стремления, нам нужно все-таки подчинить свою жизнь Богу. Это непросто, но это и есть наше распя­тие. Именно в этом состоит наша с вами маленькая Голгофа, а не в том, что нас где-то схватят и будут пытать: «Откажись от Христа!» А может быть, и такое случится. Я нашим сестрам говорю, что пища у нас сейчас молочная; а твердая пища — это если бы вывели всех и сказали: «Будете с Богом — всех по­убиваем». Вот твердая пища. Кто готов к этой пище на сегодняшний день? Кто готов сказать: «Я сейчас останусь нищим, меня все бросят, меня все оплюют, но только от Христа я не откажусь…»? Кто к этой пи­ще готов? Пожалуйста, вот она. Но сможем ли мы ее употребить, сможем ли мы ее вместить в себя? Господь — сердцеведец, Он все знает. И нам не ну­жно мечтать и фантазировать, придумывать себе ис­пытания. Есть реальная жизнь, в которой мы жи­вем плохо, в которой мы не научились видеть даже самых близких людей. Самолюбие, саможаление, нерадение мешают нам видеть Бога и принимать Его святую волю. Поэтому сегодня наша задача — поверить Богу больше, чем себе. Конечно, это задача огромная и тяжелая.

Сегодня во втором Евангелии мы слышали о свя­тости. Что такое святость? Вот перед нами выдаю­щиеся законоучители, книжники и фарисеи из Еван­гелия, а вот блудница, которая пришла, чтобы омыть ноги Спасителя. Это Евангелие читается в память о Марии Египетской. И само житие этой святой — образец, камертон жизни, который дает нам Цер­ковь и настраивает на новую жизнь. Мы не стре­мимся возвеличить себя. Мы должники у Бога, и нам нужно доверять Ему до конца. А это непросто, пото­му что в мире мы видим торг, и это потребитель­ское состояние души не дает нам принять Божию любовь. Нужно понимать, что на Исповедь мы при­ходим не для того, чтобы юридически засвидетель­ствовать: «Здесь я плохо поступил, здесь я не туда посмотрел, не то скушал, не то подумал…» Самое главное в исповеди — поверить, что любовь Божия должна победить и преобразить тебя, сделать другим человеком. Ты пришел не на допрос к следовате­лю, принуждающему тебя: «Говори, что еще ты сде­лал, где согрешил?» Ты пришел к Тому, Кто тебя лю­бит и доверяет тебе, Кто хочет тебе помочь. Здесь должен быть свободный диалог, человек должен от­крыть свое сердце и с помощью Божией увидеть глу­бину, которая дана ему А может быть, этой глубины уже и нет там?! Значит, надо углублять свое сердце.

Задача каждого из нас — расти духовно, не доволь­ствоваться тем состоянием, в котором мы находимся сегодня, потому что очень много чисто механичес­кого, того, что мы делаем по привычке, не думая. А жизнь должна быть другой. Но по-другому жить тяжело: мы себя жалеем, мы сами ограничиваем Бо­га в Его любви.

Мы стоим пред дилеммой — смотреть каждому человеку в глаза, вместить в себя его боль или просто сказать: «привет… пока… помоги тебе Господь…» — и бежать дальше по своим делам.

Так трудно пойти навстречу другому человеку, чтобы каждое твое слово было от сердца и каждая мысль была пропущена через фильтр твоей души! Это трудно, но другой задачи у нас в этой жизни нет. Цель Бога — воспитать нас, вырастить из нас Свой
образ и подобие. А то, что мы можем жить, как обезьяны, — мы это уже знаем, нас этому учили в школе. 

Впереди у нас очень важная неделя: заканчивается пост, и нам нужно через Страстную седмицу войти в Воскресение. Это большой труд. И несмотря на то, что мы живем в мире, который не хочет слы­шать о Христе и который Его распял, нам нужно по­бедить этот мир и себя, как часть этого греховного мира. Укрепи всех Господь в эти дни, помоги вам Бог прикоснуться к настоящей жизни! И это прикосно­вение, этот глоток внутренней свободы, глоток люб­ви Христовой, я думаю, должен нам помочь в течение целого года не отчаяться, не потерять надежду на спа­сение.

1 апреля 2012 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *