Слово  протоиерея Вячеслава Резникова (+2011г.) в неделю по Рождестве Христовом

reznikov

О Иосифе и Давиде

Мф. 2, 13-23; Гал. 1, 11-19

Эта Неделя посвящена царю и пророку Давиду, и свя­тым праведным Иосифу обручнику и Иакову, «брату Господню».

О том, что «братья Господни по плоти», это не дети Марии, можно бы и не говорить. Даже для рождения Мессии Она не собиралась нарушать обета девства (Лк. 1, 24). Также замечаем, что «братья» обращаются к Иисусу как к млад­шему: поучают (Ин. 7, 3-8), беспокоятся (Мк. 3, 21, 31). А были еще и сестры. Очевидно, это дети Иосифа от первого брака. И скорее всего, они были не намного старше Иисуса. Поскольку глубока была тайна Благовещения и Рождества, то и женитьба вдовца Иосифа не должна была ни у кого вы­зывать недоумений и насмешек. Святое семейство для всех было обыкновенной, нормальной семьей (Мф. 13, 54-57).

А между тем, Иосиф, как и его святая Обручница, был совершенно необыкновенным человеком. Писание не сохранило ни одного его слова. Во всех непростых ситуациях он хранит удивительную молчаливость.

Вот Мария после Благовещения уходит из дама навес­тить Елизавету, и возвращается с внешними признаками беременности. Иосиф знал, что на ней обет девства, и что она Божья избранница. Но все-таки он не может дать тому, что видит, иного объяснения, кроме естественного. А если так, — о чем спрашивать, к чему укорять? «Будучи праведен», он должен поступить по закону, который гласит: «да будут преданы смерти и прелюбодей, и прелюбодейка» (Лев. 20, 10). Но он не желал «огласить Ее», а хотел «тайно отпустить» на Божий суд.

Своей молчаливостью он вполне достоин Ее молчаливос­ти. И она молчит, хотя и видит, что Иосиф переменился к Ней. Она чувствует причину, но молчит, потому что понима­ет, как нелепо при таких подозрениях ссылаться на «Святого Духа». Она верит, что чудесно Вселившийся в Нее Сам же Ее и оправдает.

И такое мудрое молчание обоих было вознаграждено. «Ангел Господень явился ему во сне, и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родив­шееся в Ней есть от Духа Святого».

Бог все время направлял Иосифа. По слову Божьему он спешно отправляется в Египет. По слову Божьему небояз­ненно возвращается. «Получив во сне откровение», селится «в городе, называемом Назарет».

Несомненна, и Марию он взял в жены именно по таинственному Божьему повелению. Несомненно. Мария перед обручением, как это положено по закону, открыла Иосифу, что на ней такой странный обет, не совместимый с супружес­твом. Несомненно, Иосиф по прямому повелению Божьему «промолчал», услышав об этом обете, и взял Ее в дом, чтобы быть хранителем Ее девства.

И в то же время Ангел все-таки называет Иосифа «му­жем Марии». Значит, он безусловно является таковым по Божественному наречению, хотя и сталь же безусловно «не знал Ее».

По Слову Божьему и Давид именуется «Богоотцем», и Иисус «Сыном Давида». Что устоит перед Богом, «животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее»! (Рим. 4, 17).

В отличие от молчаливого Иосифа, Давид наполнил мир звуками своих Богодухновенных молитв, в которых и отчаянная мольба о избавлении от врагов, и воспоминание путей Промысла Божия, и хвала Его величию. А сколько у него пророчеств о Христе: о Его Божестве, о Его Человечестве, о Его страданиях, о Его славе!

И не знаешь, чему более удивляться: славословию Давида или молчанию Иосифа?

И еще в сегодняшнем чтении — важный практический совет: как распознавать сны и видения, от Бога ли они? На примере Иосифа видим, что если от Бога, то не станешь га­дать, что сей сон означает, а просто встанешь от сна, и без всяких сомнений и колебаний пойдешь и радостно выпол­нишь сказанное.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *