Слово протоиерея Георгия Бенигсена (+1993г.) в неделю Святых Отцов Первого Вселенского Собора


(Ин. 17, 1-13)

Торжественно и радостно отпраздновав Вознесение Господне, Церковь готовится к не менее торжественному и радостному празднованию своего Дня Рождения, сошествия Святого Духа на Апостолов в день Пятидесятницы. Сознавая всю неисчерпаемую важность этого празднования, Православная Церковь облачает его и в пресветлое прославление Святой Троицы, Триипостасного Бога. Троицы, из лона Которой снизшел на землю Сын Божий и ниспослан был Святой Дух, «везде сый и вся исполняяй». Воскре­сенье между праздниками Вознесения и Пятидесятницы, Святой Троицы, Церковь посвящает священной памяти Первого Вселен­ского Собора, имевшего место в городе Никее в 325-й год от Рождества Христова.

Церковь Христова является сокровищницей Благодати Свя­того Духа, хранилищем любви, истины, правды и добра. Ясно, что реально существующие в этом мире силы зла постоянно ополчают­ся на Церковь. Ополчаются физически, стараясь истребить ее вер­ных. Ополчаются духовно, подменяя свет и радость Христовой правды мраком лжи и обмана. Ополчаются умственно, интеллекту­ально, пытаясь доказать, что хранимая Церковью вера призрачна и нереальна. Вся этап атака происходит в наше время, но не было в истории Церкви такого времени, когда силы зла не ополчались на Нее, не воевали с Ней извне и изнутри.

Что говорит Апостол Павел в читаемом в это воскресенье от­рывке из книги Деяний Апостольских? Убеждая пресвитеров Церкви Ефесский быть верными блюстителями и пастырями Церкви Господа и Бога, он говорит им: «я знаю, что по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою». Так вступала Церковь в великую эпоху мученичества, исповедничества. Создавалась на крови мучеников, за Христа проливаемой. Создавалась на вере праведников н на святости. Укреплялась богомудростью великих учителей и защитников правды Христовой. Жила жизнью Святого Духа, постоянно в Ней прибывающего.

Ко времени Первого Вселенского Собора, на который съеха­лись представители всех в то время уже существовавших помест­ных христианских церквей, в Церкви, пережившей три столетия яростных преследований, имели место как заблуждения, так и разномыслие по многим вероучебным вопросам огромной важности. Поэтому, прекратив преследования Христианства и узаконив положение Церкви в своей империи, Равноапостольный Император Константин и издал эдикт о созыве Первого Вселенского Собора, целью которого было обсуждение основных христианских догматов и отвержение злоучении, искажавших чистоту евангельского учения.

На Собор собралось 318 епископов, широко представлявших современную им Церковь. Церковный историк Евсевий епископ Кесарийский, говорит, что на Соборе были представлены сирийцы и сицилиане, арабы и жители Палестины, Египта, Фиваиды, Ли­вии н Месопотамии. Епископ Персии присутствовал так же, как епископ Скифии. Понт, Галатия, Памфилия, Каппадокия, Азия, Фригия прислали лучших своих представителей. Даже из Испании прибыл епископ, знаменитый между всеми, чтобы заседать среди всех. Одним из участников Собора был святитель Николай, архиепископ Мирликийский.

Собор принял ряд крайне важных решений, осуждающих и отвергающих еретические злоучения и утверждающих основные дог­маты Христианства. В частности, первые семь членов «Символа Веры», основного вероучебного документа Церкви, были разработаны и приняты этим Собором. Самым важным была то, что здесь представители и руководители Христианства, из которых многие привезли на Собор следы ран от мучений и от оков заключений, впервые могли сказать слово о правде церковной. Сказать свобод­ным голосом, голосом совести, закаленной годами преследований и мучений. И сказать в полном сознании соборности, в сознании того, что, по формуле Собора, предшествовало всем его постанов­лениям: «Изволилось Духу Свитому и нам».

Опасения и предчувствия Апостола Павла о неизбежности разделений в Церкви оправдались и в его время и в течение последующих веков, вплоть до нашего времени. Руками человеческими и силой зла потрясалось единство Церкви, раздиралась Ее Тело. Та Церковь, то Тело Христово, о котором Господь Иисус Христос молился накануне крестном Своей смерти. Молился о единстве верующих в Него: «да Будут все едино; как Ты, Отце во Мне, и Я в Тебе, так и они да Будут едино». «И да уверует мир, что Ты по­слал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня». Вот цель, вот мо­литва, вот путь всего христианского мира: «да Будут все едино».

31 мая 1987 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *