Слово протоиерея Георгия Завершинского в неделю 13-ю по Пятидесятнице

«Это от Господа, и дивно в очах паших»

Притчу о злых виноградарях (Мф. 21, 33-42) Гос­подь произнес в храме за несколько дней перед взя­тием под стражу. Через нее Он обращается к иудей­скому народу, взывая к их сердцам в последний раз перед Своим распятием. Можно найти параллели, исторические толкования того, кто такие злые ви­ноградари, хозяин виноградника и его сын, кото­рого тот посылает к виноградарям, чтобы усовес­тить их. Виноградари, как мы слышим в притче, го­ворят: «Давайте убьем его и завладеем всем наслед­ством». Что сделает хозяин с такими виноградаря­ми? Господь подводит иудеев к тому, чтобы они поняли и уразумели, каковы будут последствия их поведения, то есть последствия того, что они отвер­гают Христа. Но сегодня хотелось бы поговорить об этой притче не в историческом контексте, а в эс­хатологическом и духовном, полезном и необходи­мом для каждого из нас.

В заключение притчи Господь приводит слова, взятые из Псалтири: «Камень, которые отвергли строители, соделался главою угла; это — от Госпо­да, и есть дивно в очах наших» (Пс. 117, 22-23; Мф. 21, 42). То, что от Господа, — удивительно для че­ловека. «Камень, который отвергли строители…» Образ дома и строителей должен быть близким и понятным каждому из нас. Дома строили в те вре­мена, строят сейчас, будут строить и впредь. Этот образ дан нам, чтобы мы поняли, что речь идет о доме нашей души и доме нашей собственной жиз­ни, то есть о том самом доме, который каждый из нас созидает лично, смотря на то, как и на каком основании мы его строим. Вспомним увещевание апостола Павла о том, чтобы обращать внимание, кто на каком основании и из какого материала строит (1 Кор. 3, 12-15). А здесь Господь напоми­нает, что камень, который отвергли строители, этот камень самсделался главою угла, уже не спраши­вая строителей.

Это удивительное пророчество, сказанное и за­писанное много веков до Рождества Христова, текст, который евреи прекрасно знали, цитирова­ли наизусть и толковали. Но при этом они отверг­ли Христа. Почему? Ответ — во второй части дан­ного пророчества: то, что от Господа, удивительно в наших очах, то есть удивительно для человеческо­го понимания и осознании. Человек всегда удивля­ется, когда Господь действует в его жизни. Мы не можем приготовить себя так, чтобы естественным образом принять то, что нам дает Господь. Это про­тивно нашей природе. Почему? Потому что наша природа кардинально изменилась вследствие грехопадения, и мы, к сожалению, более склонны к тому, чтобы отвергнуть Господа из нашей жизни. И Он знает, что в большинстве случаев мы безотчетно от­вергаем, а не принимаем Его. Бывают ситуации, когда с нами происходит что-то экстраординарное, и тогда мы принимаем Господа, но это не по нашей воле, это не наше собственное достижение, а это Господь Сам так делает. Поэтому Он и говорит, что строители отвергли камень, отложили, но камень сам встал во главу угла. Этот камень — Христос, и, уже не спрашивая строителей, Он Сам ложится во главу того здания, которое надлежит нам с вами построить в нашей жизни, в нашей душе и, если хо­тите, в нашем приходе, в нашей Церкви. Этот Камень Сам становится во главу угла, и нашей с вами в этом заслуги нет, потому это дивна, всегда удиви­тельно — то, что Господь совершает с нами.

Где-то в глубине души мы всегда осуждаем злых виноградарей за то, что они одних слуг побили, других убили и готовятся захватить наследство, схватив и убив сына хозяина. Мы удивляемся: как же так? Ведь хозяин — это Господь, и Он посылает Сына, почему же они так поступают? А ведь так всегда происходило и происходит в человеческом роде. Поэтому Христос называет человеческий род неверным и развращенным (Мф. 17, 17). Но при этом Он не отвергается от этого рода, а, напротив, идет на крест за этот род прелюбодейны и, невер­ный и греховный. За нас, таких строителей, которые отвергают Христа, Он идет на крест! Он Сам ста­новится основанием иной жизни, которую мы призваны созидать в Господе, на том основании, на том камне, который есть Христос.

Конечно, мы всегда будем удивляться тому, что Господь совершает в нашей жизни, и это всегда бу­дет дивно для нас. Потому что человек другими гла­зами смотрит как на этот мир, так и на свою собст­венную жизнь. Это продолжается, пока в нас не произойдет изменение, преображение той падшей природы, которая противится Господу, повергая нас в сомнение, неверие, соблазны, искушения и разнообразные согрешения. Пока сама наша при­рода не трансформируется, все, что делает Господь, будет для нас удивительно, неожиданно и даже странно. Как бы мы себя ни готовили, как бы ни убеждали в том, что «я вроде бы ничего плохого не делаю, молюсь, хожу в Церковь, выполняю прави­ла и каноны, причащаюсь», все равно, когда в жиз­ни человека появляется Господь; это дивно. Это удивительно и повергает нас иногда в ужас, иног­да в смущение или даже смятение, но должно приносить радость, должно вдохновлять, возводить нас на новую ступень в нашей жизни. И, как бы мы себя ни готовили, все равно только Сам Господь, сделавшись главою угла дома нашей души, сдела­ет все, что необходимо, если мы строим на том ос­новании, которое есть Христос.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *