Слово протоиерея Иоанна Монаршека перед Началом Петрова поста
Апостольский пост
О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».
Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти Апостолов 29 июня (по новому стилю 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.
С IV века свидетельства Отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще. Вот что говорит о нем святой Афанасий Великий: «Народ, постившийся в неделю, следующую за святой Пятидесятницею, отошел для молитвы на кладбище».
Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы. Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых Апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве («в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» — 2 Кор. 11, 27) готовились ко всемирной проповеди Евангелия.
По словам святителя Иоанна Златоуста: «пост с верою много придает крепости; ибо научает великому любомудрию, человека соделывает Ангелом, да еще укрепляет против сил безтелесных… тот, кто молится, как должно, и притом постится, немногого требует; а кто требует немного, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный дух свой. Поэтому-то Апостолы всегда почти постились».
Дух Святой, сошедший на Апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон «не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2 Кор. 3, 3). Место Синайского закона заступила благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению Закона Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати.
Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: «можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених?» (Лк. 5, 34). Общение с Господом есть как бы пища для христианина. Итак, во время Пятидесятницы мы питаемся Господом, с нами обращающимся.
«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа, — пишет святой Лев Великий. — За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как Апостолы исполнились обетованною свыше силой, и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований, …нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть».
По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, Воскресшего из мертвых и потом Вознесшегося на Небеса, и после принятия дара Святого Духа, проходить поприще поста. Этот обычай необходимо усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись храмами Святого Духа и более чем когда-либо быв напоены Божественными водами, мы ндолжны покорствовать никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечестивым.
Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от безпечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчцы, и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение. Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те семена, которые приняли в наши сердца от небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый враг как-нибудь не испортил дарованного Богом и в раю добродетелей не взросли терние пороков.
По свидетельству Слова Божия, Апостолы занимают особое место в Церкви — «каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих» (1 Кор. 4, 1). Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все Апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого (Мф. 19, 28).
Хотя некоторые Апостолы и отличены в Писании и Предании, например, Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, — ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных. Но так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то Церковь и святые Отцы, благоговея при имени каждого из Апостолов, этих двоих называют первоверховными.
Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика Апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога Живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из Апостолов Духом Святым (2 Кор. 11, 5); одного — за твердость, другого — за светлую мудрость.
Называя двоих Апостолов первоверховными, по первенству порядка и трудов, Церковь внушает, что глава ее есть Один только Иисус Христос, а все Апостолы — служители Его.
Православная Церковь почитает апостолов Петра и Павла как просветивших западный мрак, прославляет Петрову твердость и Павлов разум и созерцает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся, в апостоле Петре — образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле — образ сопротивлявшегося проповеди Господней и по том уверовавшего.
Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 29 июня/12 июля.
Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий — неделю и один день. Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (ХII век) говорит: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан».
Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница: во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня — по понедельникам, средам и пятницам — воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый час после вечерни; в остальные же дни следует воздерживаться только от рыбы. В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого Святого или дни храмового праздника разрешается рыба.
2013г.
Добавить комментарий