Слово протоиерея Константина Островского в день Введения во храм Пресвятой Богородицы
Введение во Святая Святых
Существует древнее благочестивое предание, что родители Матери Божией, Иоаким и Анна, ещё до рождения Пресвятой Девы обещали Богу посвятить Ему своё долгожданное дитя и, когда Ей исполнилось три года, ввели Девицу Марию в храм Господень, где она и воспитывалась до времени обручения Её праведному Иосифу.
Это предание указывает нам на таинственное событие во внутренней жизни Пресвятой Девы — Её вхождение в глубину Своего сердечного храма, в истинное Святое Святых, где Она стала воздавать непрестанное молитвенное приношение Господу на мысленном жертвеннике. Это служение, начатое в раннем возрасте, Она уже не прекращала никогда. И сейчас, пребывая в Царстве Небесном, Матерь Божия продолжает в ещё более великой мере Своё молитвенное предстояние Господу в глубине сердца. Вот какой удивительный плод принесло исполнение обета скромными жителями маленького Назарета, которые не пожалели посвятить, вручить Богу вручённое им Богом дитя.
А для нас кто наши дети? Источник утешения, когда они здоровы и хорошо к нам относятся; источник скорби, когда болеют или плохо себя ведут; предмет заботы; предмет молитвы об их здоровье, благополучии, спасении. Всё это естественно, законно и даже, если говорить о молитве, благочестиво, но думаем ли мы о том, что дети нам вручены Богом для того, чтобы мы их принесли Ему в жертву? Не в кровавую, которую единую за всех принёс на Кресте Христос, но всё-таки в жертву, ведь всякое земное отцовство есть образ отцовства небесного, а Сын Божий — мы все это знаем — был отдан Богом Отцом на распятие.
О том, что Бог от нас ждёт сердечного приношения в жертву наших детей, мы меньше всего думаем или совсем не думаем, и в этом причина того, что мы их неправильно воспитываем, так что очень часто дети даже верующих родителей не стают на путь Христов, а если и пытаются стать, то не могут утвердиться на нём и мало преуспевают в духовной жизни. Конечно, не всё зависит от нас. Многое определяется свободным произволением самих детей, но сейчас речь идёт об отношении родителей к детям, в котором главным пороком является то, что мы слишком часто оцениваем свои поступки не по заповедям Божиим, а по суетным мнениям мира сего и в воспитании детей руководствуемся не любовью, а привязанностью по плоти и другими своими страстями.
Мы сластолюбивы и, когда нам хочется, безудержна ласкаем детей и этим их всегда изнеживаем, а иногда развращаем. Когда же ребёнок действительно нуждается в ласке и душевной поддержке, у нас нет настроения и времени им заниматься.
У нас не хватает воли давать детям ту пищу, которая им полезна, а не ту, которую они капризно просят в данный момент. Но мы, потакая их страстям и разжигая их, должны были бы каяться в этом, а мы своё безволие называем добротой и тем гордимся.
Следуя лукавым учениям мира сего, мы даём детям излишнюю свободу и считаем, что так они будут лучше развиваться. Но вот что об этом пишет святитель Феофан Затворник в книге «Путь ко спасению»: «Пусть дитя резвится, но в то время, в том месте и тем родом, как ему приказано. Воля родителей должна запечатлевать всякий шаг, разумеется, в общем. Без этого легко может покривиться нрав дитяти». Мы растим детей своевольными, а они вырастают безвольными, потому что именно послушание укрепляет волю человека, и кто был послушным сыном, тот будет мужественным отцом. Не требуя же от детей спасительного послушания, мы нередко ломаем их волю — вынуждаем слепо повиноваться, когда нам это почему-либо удобно или хочется.
Мы сами ленимся ходить в церковь и редко водим туда своих детей, но уж если ходим часто и причащаем их каждое воскресенье, то считаем, что воцерковление обеспечено. Это, однако же, не так. Конечно, умилительно видеть, как малыши ползают в храме по полу, трогательно целуют подсвечники и ловко крестятся двумя руками, но если они, возвращаясь из храма домой, слышат брань родных и смотрят порнографию по телевизору, то это ведь не церковное воспитание.
Мы позволяем потоку жестоких и блудных впечатлений, которые обильно порождает развращённый мир, захлёстывать наших детей, потому что сами любим плавать в этом потоке и не в силах оторваться от этой преступной сласти; но нам не следует тогда удивляться, что, входя в переходный возраст, наши мальчики и девочки в большинстве своём решительно охладевают к вере и разгорячённо ищут удовлетворения своих низменных желаний. Мы удивлены? А не мы ли упорно насаждали и лелеяли эти желания в наших детях с раннего младенчества? Нечистота, влагаемая нами в их души, сама собой никуда не исчезает. Мне приходится и семилетних детей исповедовать, и я иногда слышу от них, что они смотрят дома всякие непристойности. Одной рукой мы их приводим к Богу, а другой сталкиваем в пропасть. Нам нужно было бы набраться мужества и, может быть, выбросить из домов телевизоры. Ведь с помощью телевидения мы преимущественно не английский язык изучаем, и не географию, и не физику, а в основном получаем вредные, греховные впечатления.
Для того чтобы воспитывать детей церковно, мы сами должны быть церковными людьми, и быть ими всегда и везде, не только в храме. Какие бы мы ни были духовно немощные, хоть маленькое молитвенное правило мы можем иметь, пусть не то, которое в Малитвослове, пусть правило преп. Серафима Саровского, да пусть мы только «Отче наш…» пропаём, но возьмём ребёнка за руку и вместе с ним помолимся, пусть мы сядем с ним и страничку церковной книги прочитаем…
Говорят: дети Библию не понимают Да, маленькие дети многого не могут понять. Но, хроме нашего поверхностного рассудка, есть ещё душа — она принимает слово Божие, которое проникает в неё, растёт, само её преобразовывает А что-то они понимают и умом, и постепенно душа от этого просветляется. Конечно, не у всех есть время и не у всех есть возможность читать по три главы Священного Писания в день, но прочитать полстранички всегда можно. А мы сами ленимся читать, ленимся и детям читать.
Наша жизнь убедительнее всякой проповеди. Если мы хотим по-христиански воспитывать своих детей, чтобы они вошли в Царство Небесное, мы должны сами туда устремиться, сами должны становиться христианами.
Быть отцом и матерью — большое счастье, а иногда большое горе, но это всегда великая ответственность перед Богом, как мы распорядились вручёнными нам душами детей: посвятили мы их Богу, постарались вырастить живыми членами Тела Христова — Церкви — или зарыли данные нам Богом живые таланты в греховную землю и отдали на съедение страстям.
Нам нужно учиться отношению к детям у праведных Иоакима и Анны, которые не осквернили дарованный им Сосуд Благодати, Живой Храм Живого Бога — Пресвятую Деву Марию, а помогли Ей сохранить и приумножить чистоту, помогли своей Дочери войти в сердечное Святое Святых, в память о чём и установлен в Церкви великий праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Добавить комментарий