Слово протоиерея Михаила Труханова (+2006г.) в день святителя Филиппа, митрополита Московского

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня мы чествуем святителя Филиппа, митропо­лита Московского и Всея Руси. Непродолжительно было его святительство. По повелению царя Грозного над Фи­липпом был учинен суд церковный, на котором в угоду царю пастыри и архипастыри лишили Филиппа митро­поличьего сана и всячески опозорили его.

Христос говорит: «Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бе­жит…» (Ин. 10, 11-12), спасая собственную шкуру.

Поэтому, вспоминая святителя Филиппа — пастыря, положившего душу свою за овцы стада Христова, мы должны, прежде всего, осудить самих себя за свое недо­стойное исполнение пастырского долга. Осудить себя за то, что плохо пасем вас, осудить себя за то, что мы — не добрые, и уж никак не готовы положить душу свою за спасение ваших душ.

Господь говорит через пророка Иезекииля: «Ког­да Я скажу беззаконнику: “Беззаконник! Ты смертью умрешь”, а ты не будешь ничего говорить, чтобы пре­достеречь беззаконника от пути его, то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей» (Иез. 33, 8). — Слышите, какая страшная ответственность на пастыре? Мы должны обличать беззаконие, чтобы от­вратить от него людей, иначе и люди в беззаконии своем погибнут, и мы с ними.

Приходит ко мне, например, развратник или про­пойца и просит благословения на продолжение своей развратной, гулящей жизни. Скажите — если я пастырь истинный, а не наемник, — дам я ему на этакую жизнь благословение Божие? — Никак! Горе мне, если я стану потакать его беззаконию… Горе мне, если я не стану об­личать его нечестия и не буду стремиться открывать пути жизни порядочной, праведной. В этом и будет проявляться моя любовь к человеку, погрязшему в без­законии. Любовь ведь совсем не обязательно должна вы­ражаться в расплывчатой улыбке моего лица. Папы и мамы по себе знают, что, и наказывая за провинности своих детишек, они не перестают любить их.

Или, скажем, приходит ко мне человек в скорбном, мятежном, угнетенном состоянии. Мой пастырский долг — принять его с любовью и успокоить, и милосер­дие Божие вместе с ним испросить, и благодатную по­мощь Божию получить в совместной молитве, в участии в таинствах Церкви Христовой. Пастырь призван к тому, чтобы чрез него все скорбящие, обремененные и труж­дающиеся приходили ко Спасителю и получали то об­легчение, ту радость, которая даруется только Христом.

Каждый из нас, пастырей, несет великую ответствен­ность пред Богом за души, нам вверенные.

Вот мы видим людей, погрязших в беззаконии и рас­путстве, и не останавливаем их; если мы своими ушами слышим, как поносится Истина и молчим, боимся того, что, может быть, и нам придется пострадать за эту вот Истину, которая в поругании, в бесчестии теперь, кото­рая опозорена, оклеветана. Мы боимся встать на защиту Истины, боимся возвысить свой голос против клеветы на Истину… Мы уходим в кусты, в тень, в лучшем случае — в молчание, соблюдая таким образом свои, так сказать, шкурнические интересы… Именно таких пастырей Хри­стос и называет наемниками.

Мы все падки на выгоду и славу, на честь и награды, и потому мы в своей, с позволения сказать, пастырской деятельности часто увлекаемся этой стороной дела — вы­годами и наградами, забывая при этом о самом главном, о самом важном, что мы, как пастыри, должны делать, а именно: самим спасаться и вас спасать, самим оставлять все и следовать по пути Христову и вас призывать к тому же, чтобы всем нам достичь блаженного единения с Бо­гом.

Нам придется отвечать пред Богом за то, как мы вас пасем: водим ли мы вас на пажитях Христовых или… мы ничего не предпринимаем и тогда, когда вы заблудились, когда вы забрели в «страну далече» от Христа…

Благословили нечестие, не остановили беззаконие, про­молчали, — вот и придется нам понести кару, наказание за преступное молчание наше, ибо сказана Господом: «Без-законник… умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей» (Иез. 33, 8).

Сказана также, что если ты остановишь беззаконника, и «он обратится от грехов своих и будет творить суд и прав­ду, если этот беззаконник… будет ходить по законам жиз­ни, не делая ничего худого, — то он будет жив, не умрет. Ни один из грехов его, какие он сделал, не помянется ему» (Иез. 33, 14-16).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *