Слово протоиерея Михаила Труханова (+2006г.) о пастырях

alt
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Некогда Христос говорил о пастырях, душу свою полагающих за овцы, и говорил о наемниках, кото­рые, видя волков, приближающихся к стаду, не забо­тятся о спасении овец, но оставляют стадо волкам на растерзание, а сами убегают, спасая собственную шкуру.
У пророка Иезекииля читаем слова Господни, об­ращенные к пастырю: «Когда Я скажу беззаконнику: “Беззаконник! Ты смертью умрешь”, а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от путей его, то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей» (Иез. 33, 8). — Вот, какая страшная расплата постигает пастыря, который не вразумляет, не обличает беззаконника!
Да, священнослужители должны вразумлять творя­щих беззакония и, говоря о пагубности беззаконной жизни, призывать к покаянию, к исправлению, к ста­новлению на путь жизни праведной, христианской.
Мы, священнослужители, часто, к сожалению, чрез­мерно увлекаемся заботами об устроении личного материального достатка в жизни и пренебрегаем при этом своим пастырским долгом. — «Не стадо ли долж­ны пасти пастыри?» (Иез. 34, 8), а мы — увы! — чаще все­го пасем самих себя (Ср.: Иез. 34, 2), и потому подвер­гаемся грозному обличению слова Господня…
Конечно, с точки зрения мирского благополучия нам удобнее ограничивать свой пастырский долг установившимися рамками формально исполняемого (и сокраща­емого!) служения в храме и всегда тороплива совершае­мых треб… Практически, это значит, спокойно почивать на перинах сложившегося земного благополучия, быть пастырем, «который о погибающих не заботится, поте­рявшихся не будет искать и больных не будет лечить, здоровых не будет кормить, а мясо тучных будет есть и копыта их оторвет» (Зах. 11, 16). Так происходит, когда в нашем присутствии ложь выдается за правду и поно­сится истина Божия (а истина только и может быть Бо­жия, потому что Бог есть истина — непреходящая, живая, вечная Истина), а мы не возвышаем голоса за Правду, не выступаем в защиту поруганной Истины и, «уходя в кусты», молчим… Молчим, потому что боимся, как бы и нам не оказаться в поношении, не пострадать от тех, кто поносит Истину… И когда мы видим людей, благо­получно живущих в нечестии и, прямо скажем, процве­тающих, несмотря на явное умножение беззаконий, — и не обличаем их, не вразумляем их, то, по слову Божию, их ожидает погибель, а с нас, недостойных стражей и па­стырей словесных овец, взыщется Богом кровь их — души их. Именно а таких недостойных стражах и пастырях го­ворит Господь через пророка Исайю: «Стражи их слепы все и невежды; все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа, любящие спать». «И это псы, жадные душою, не знающие сытости; и это пастыри бессмыслен­ные, все смотрят на свою дорогу, каждый до последне­го, на свою корысть» (Ис. 56, 10-11).
Нам стало трудно проповедовать Евангелие, потому что мы сами не живем по-христиански. Как мне призы­вать вас к непрестанной молитве, к соблюдению устав­ного поста, когда я сам не имею навыка непрестанной молитвы и сам нарушаю посты?! И если я буду утверж­дать, что не должно помнить зла, а между тем буду при­чинять другому зла и быть злопамятным, то как могу привлечь вас к добродетели словами, когда отгоняю ее своими злыми делами?! Не потому ли мы, призванные Богом трудиться над исправлением других, не видим успеха в этом, — оттого, что много говорим, а мало дела­ем, ибо о добром говорим, а злое делаем.
Христос говорит о пастыре, который выводит своих овец на обильные пастбища и «идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его» (Ин. 10, 4). Пастырь дол­жен служить примером — быть образцом для овец стада Христова. На священнических крестах с обратной сторо­ны вырезаются слова из Послания ап. Павла к Тимофею: «Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4, 12). — Слышите, ка­кой образец христианской жизни должен собою являть перед вами каждый священнослужитель! — Слышите?!
И горе нам, если мы не таковы… Горе нам, если мы не служим для вас образцом христианской жизни! И если ап. Павел говорил: «Горе мне, если я не благовествую» (1 Кор. 9, 16), то что остается говорить нам, когда мы не проповедуем Евангелия своей жизнью, не обличаем беззакония, не призываем ко спасению… О, горе нам, — двойное горе нам! — когда мы превращаемся в офици­ально чествуемых наемников, молчаливо наблюдающих изо дня в день умножающуюся гибель овец Христовых!
«Горе пастырям…, которые пасли себя самих! Не ста­до ли должны пасти пастыри? Вы ели тук и волною оде­вались, откормленных овец закопали, а стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвраща­ли, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью…» (Иез. 34, 24). «Овцы Мои, — говорит Го­сподь, — оставлены на расхищение и сделались пищею всякого зверя полевого, и пастыри Мои не искали овец Моих, и пасли пастыри самих себя, а овец Моих не пас­ли» (Ср.: Иез. 34, 8).
«Так говорит Господь Бог: вот, Я — на пастырей, и взы­щу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец, и не будут более пастыри пасти самих себя» (Иез. 34, 10); «Я сделаю вас презренными и униженными перед всем на­родом, так как вы не соблюдаете путей Моих» (Мал. 2, 9).
Святой ап. Павел просил христиан — своих современ­ников — молиться за него, молиться за то, чтобы Бог от­верз двери для проповедуемого им Евангелия (Ср.: Кол. 4, 3; 1 Фес. 5, 25; Флп. 1, 19; Фил. 22; 2 Кор. 1, 11; Рим. 15, 30-31). Тем более нам, священнослужителям, надлежит просить вас, христиан, помолиться за нас, многогрешных, дабы Господь по вашим молитвам укрепил нас в намерении препровождать жизнь в благочестии и чистоте и тем са­мым сподобил бы осуществлять высокий образец жизни пастыря Церкви Христовой.
Сподоби, Господи Иисусе Христе, нам всем посту­пать, как Ты поступал, все и всегда делая во славу Твою. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *