Слово протоиерея Михаила Труханова (+2006г.) в день преп. Марии Египетской
В одном из монастырей Палестины подвизался в посте и молитве старец Зосима. Его подвиги были так велики, что он впал в гордость и подумал о себе, что он самый великий подвижнглк в мире. Тогда он получил откровение от Бога с указанием идти в пустыню, лежащую за Иорданом — ту самую, где проповедовал за несколько веков до того Иоанн Креститель, и там он увидит пример подлинной святости, никому в мире неизвестный…
Придя в пустыню, Зосима встретил старую, почерневшую от солнца женщину, которая поведала ему историю своей жизни.
«В молодости я была грешная женщина, — начала она свой рассказ. — Я родилась в Египте. Покинув родителей в двенадцатилетнем возрасте, я ушла в Александрию и провела там во грехах 17 лет. Однажды я увидела паломников, направлявшихся в Иерусалим на поклонение Гробу Господню, и упросила их меня взять с собою. Сначала меня влекло простое любопытство… В Иерусалиме я направилась в храм, где находился Крест Господень и гроб Христа. Но какая-то сила не пускала меня переступить порог этого храма…
Взор мой упал на икону Богоматери, и я воскликнула: “О, Владычице! Помоги мне. Повели, да отверзутся и мне двери”. В эту минуту я услышала ясно голос: “Если перейдешь через Иордан, та обретешь спасение”. Там я 17 лет страдала от прежних искушений. Но потом наступил совершенный покой. И так прошло еще 40 лет тихой радостной жизни».
По ее просьбе Зосима причастил ее. Вернувшись через год, Зосима нашел ее уже умершей в молитвенном положении, а на песке около тела было написано: «Погреби, отче, тело смиренной Марии».
Пример св. Марии Египетской с древних веков вдохновлял христиан. Он говорил, что душа человеческая через внутреннее покаяние может подняться на вершину святости и совершенной жизни из самых великих глубин нравственного падения.
Вот почему Церковь посвятила пятую седмицу Великого поста преподобной Марие Египетской.
В храме царит полумрак. Лишь лампады мерцают перед иконами и горят свечи на подсвечниках.
Священник вышел из алтаря и стоит в самой гуще народа, переполнившего храм, — символ покаяния — недостоинство стоять у престола Божия. И священник — всего лишь один из многих кающихся грешников.
Хор поет 1-ю песнь канона: «Помощник и Покровитель… откуду начну плакати…». Весь канон — разговор кающегося со своей душей. Заканчивается канон обращением к Богоматери.
Ей посвящена вторая часть покаянной недели. И в пятницу вечером совершается Церковью второе великое стояние — Похвала Пресвятой Богородице.
Пресвятая Дева Мария — пример не падшей святости, и к Ней приходит раскаявшаяся грешница, становясь в своем покаянии угодной Богу и удостаиваясь от Бога святости, вводящей ее в вечное общение со всеми святыми и Богоматерью. ВЗБРАННЕЙ ВОЕВОДЕ ПОБЕДИТЕЛЬНАЯ… Аминь.
1976 г. Павлов Посад
Добавить комментарий