Слово протоиерея Михаила Труханова (+2006г.) в неделю 12-ю по Пятидесятнице

alt

О богатом юноше

Во имя отца, и Сына, и Святого Духа!

Ко Христу однажды подошел богатый юноша. Влия­тельный, начальствующий юноша с большими нрав­ственными навыками и духовными запросами. Это — бо­гатая юная душа.

Юноша приходит ко Христу с доверием, называет Его Благим, что приличествует одному Богу. Чего он хочет от Христа? «Учитель Благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф. 19, 16). Известно, мо­лодость — пафос жизни, жажда жизни полной, истинной, вечной. (Оскар Уайльд. «Портрет Дориана Грея» — грехи один за другим обезображивают его портрет, его лицо и вместе с тем — душу. Он ищет забвения в науке, в искусстве. И не находит. Жизнь есть ве­личайшее из искусств, Все остальные искусства служат для жизни лишь приготовлением.). Но что такое вечная жизнь? В словах Христа она называется Царством Небесным, Царством Божиим.

Жизнь вечная там, где царствует Бог, а царствует Бог там, где Царство Неба, где возвышенная область нашей души; та область, которой душа касается в порыве вдох­новения на миг, а потом опять теряет из виду и спуска­ется долу в потемки жизни временной, заволакивая все обыденной прозой.

Жизнь вечная там, где живет человек, имеющий человечности. Где человек живет в настоящем под углом веч­ности: в каждый миг влагает вечный смысл. Живет в на­стоящем, как в будущем. Только это и может быть назва­но Жизнью! Так Ее и называет Христос (Мф. 19, 17). Все остальное есть прозябание, видимость жизни, бывание.

Нам понятно томление богато одаренного юноши. Он ищет вечной жизни. Душа жаждет полного поглощения истинным, жизнерадостным бытием.

Христос отвечает юноше: «Соблюди заповеди». И пере­числяет нравственные законы, без которых не может быть жизни: эта заповеди любви и чистоты.

Жить — значит, любить. Жизнь есть взаимодействие ор­ганизма с окружающей средой, между тем как себялюбие разобщает человека с окружающим.

Чистота дает силу жизни, между тем как разврат гряз­нит и тело и душу — застаривает и обессиливает человека. Юноша отвечал: «Всё это сохранил я от юности моей» (Мф. 19, 20).

Иисус, взглянув, полюбил его. Спаситель всех любит… Дети, юноши тоже любят Христа. Они тянутся к Нему, как цветы к солнцу…

Но как же понять — в свете этой любви Христа к юноше — ­суровое требование: «Одного тебе не достает — пойди все, что имеешь, продай и раздай нищим; и будешь иметь со­кровище на небесах; и приходи и следуй за Мною, взяв крест» (ср. Мф. 19, 21).

Христос любит нас… Но не кажется ли нам Его Еванге­лие суровым и неосуществимым учением? Однако, если мы вдумаемся в Евангельские указания Христа, то согласимся, что они вытекают именно из любви Спасителя к нам, и они только могут вести к Жизни.

Христос словами Своего ответа юноше пробуждает в нем самопознание: ты сохранил заповеди от юности, ты любишь ближнего, как самого себя… так не пожалей же для нищих, голодных своих богатств…

Христос видит любимую человеческую душу во вла­сти греха… «Корень всех зол есть сребролюбие»… И по­велевает ему отказаться от того, что будет соблазнять его, что будет убивать его и что мешает тому, чтобы Бог воцарился в его жизни…

Христос хочет освободить нас от соблазнительного, мешающего, убивающего…

Он не налагает бремени, а освобождает от него: «Если правая рука твоя…».

Христос не оставляет юношу одиноким посреди до­роги с пустыми руками, но говорит: «Следуй за Мною… Ты не один, Я с тобою, Я пойду впереди тебя…».

Юноше предстояло быть в числе непосредственных учеников Христа.

На пути последователей Христа неизбежен крест. Не Христос налагает его на нас, но путь смерти, греха.

Путь мирской себялюбивой жизни идет вразрез с пу­тем вечной Жизни, с путем, который есть Христов Путь, который Сам Христос. Эти два пути перекрещиваются во времени, и потому путь Креста неизбежен. Миновать его — значит, идти путем компромисса, соглашательства; значит, не следовать за Христом до конца и покинуть Его у подножия Голгофы; значит, не стремиться вместе со Христом побеждать смерть и достичь светлой радости Воскресения…

Юноша спросил и получил ясный ответ, причем не из вторых уст, но из уст Самого Христа, Того Самого, к Которому он пришел с таким доверием…

Услышавши слова Христовы, юноша отошел с печа­лью, потому что у него было большое имение…

Не будем из мнимой любви и жалости к юноше смяг­чать положение и так толковать самый факт, будто юно­ша отошел только от совершенства, а не от Жизни веч­ной…

Не будем проявлять ложной жалости к юноше… В сущности — мы и в нем жалеем себя ложной, гибельной жалостью… Жалость наша — к миру, к телу, к страстям, с которыми мы сжились…

Юноша отошел от Царства Божия, чтобы возвратить­ся, быть с богатством своим. Юноша отверг власть Бога во имя власти греха; отверг Жизнь во имя смерти. Он по­шел к своему богатству; и шел путем гибели с печалью, его сопровождавшей… Юноша отошел от Христа…

Христос остался вдали от юноши, но в юноше остался голос совести, остались в памяти слова Христовы, оста­лась печаль… Благословенна эта печаль! Не гони ее, не топи ее в самозабвении или опьянении… Смотри в ее то­скующие очи. Это печаль твоей души о Жизни вечной со Христом. Это — твоя печаль о тебе самом…

Если это печаль по Боге, она приведет к покаянию; если мирская — приведет к отчаянию, к смерти… Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *