Слово протоиерея Николая Раевского (+1857г.) в день Введенiе во Храм Пресвятыя Богородицы
О воспитании девиц
Событие, которое празднует ныне Св. Церковь, весьма важно в жизни Богоматери в двух отношениях. Приведши Святую Отроковицу в храм Божий, Ея праведные родители исполнили свой обет, данный о Ней Богу, и из своих рук непосредственно передали Ее в руки Божии. Вместе с тем, приведши Ее во храм, они тем положили начало Ея воспитанию. Оставаясь до 14-ти летнего возраста во храме, Св. Отроковица должна была здесь получить те чувства и правила, которыя одушевляли Ев в продолжении всей жизни. Совершая настоящее празднество, церковь напоминает нам о важности воспитания; она вразумляет нас, что от воспитания зависит чрезвычайно много, вся участь наша; ибо от него зависит, какое направление примет человек в жизни — доброе или худое.
Весьма полезно нам знать в чем была наставляема Богоизбранная Отроковица; какия были занятия, в которых протекла Ея юность, и которыя так возвысили Ея святую душу, что Она сделалась честнейшею Херувим и славнейшею без сравнения Серафим. Здесь, на иконе Благовещения мы видим пред собою те занятия, в которых Пресвятая Дева проводила Свою жизнь до этого события. Обратим на них все наше внимание, чтобы излечь правила для воспитания наших детей и преумущественно девиц.
Во первых, мы видим на иконе Святую Деву молящеюся. Началом Ея молитвы было чтение священной книги; в этом чтении Она почерпнула умиление, которое выразилось в молитве. Итак, первое правило воспитания, которое мы почерпаем от сей иконы, — то, чтобы мы прежде всего старались поселить в наших детях любовь к душеполезному чтению, к занятию Законом Божиим и молитвою. Ничто так не смягчает сердце детей, ничто так не возбуждает их к добру, не представляет им стольких прекрасных примеров и не укореняет в сердце их, как чтение, под руководством матери, священных и других нравоучительных книг, составленных для детского возраста. Дитя с первыми понятиями чувствует, что в матере — его жизнь, его защита, его радость; голос ея нежен, не страшен, но свят для дитяти, когда он еще соединяется с голосом Божиим! — Добрая мать или воспитательница! Когда раскрываются понятия твоих детей, почасту окружай себя ими, передай им священные примеры Иосифа, Моисея, юноши Давида, Руфи, Есфири, а особенно Самого Господа Иисуса Христа и Его Пресвятой Матери. Это, подкрепленное твоим чувством и примером, останется навсегда в сердце их. Не заботься, чтобы объяснить им все в священных историях, или чтобы говорить с ними языком книги; говори с ними языком сердца, как говоришь об их здоровье, об их одежде и пище, — с одним только полным желанием им пользы и убеждением в святости предлагаемых предметов. Если твои дочери останутся при тебе долее, чем сыновья, — с большим раскрытием их способностей распространяй, возвышай их чтение. Предолжи им беседы Спасителя и Его Божественныя деяния; ознакомь их с общепонятными творениями Святых мужей Христианства, особенно писанными для их возраста и пола; только — всегда от сердца, всегда с теплым чувством, и ты увидишь, что добрыя правила укоренятся в их жизни, что твои добрыя чувства оне впоследствии разольют в своих семействах и передадут детям. Сколько добра произойдет от твоего святого усердия к ним!
Но обратимся еще раз к Святой иконе. Близ молящейся мы видим корзину, накрытую чистым полотном. Без сомнения, эта корзина заключала в себе Ея работы. Чтобы для кого нибудь не показалось это странным, скажу вам, что в Киеве, где был рассадник Христианства для всей России, сохранилась на стенах одного древнего храма икона Благовещения, сделанная греческими художниками еще во времена Ярослава Ӏ, сына просвететеля русской земли Великого Князя Владимира, вероятно с древнейших образцов греческих, близких ко временам Апостолов. На этой иконе Пресвятая Дева изображена с веретеном в руке, прядущею волну. То и другое изображение ведет нас к одному заключению, что в занятиях Святой Девы молитва и чтение соединялись с постоянною работаю; что будущая Матерь Богочеловека, Который благоволил назваться сыном древоделателя, не почитала недостойным трудиться для приготовления Себе одежды. По примеру Пресвятой Девы юныя христианки, сверх занятий чтением и молитвою, прочее время должны посвящать труду. Труд изгоняет праздность и излишнее развлечение мыслей; правильный труд укрепляет здоровье, столь драгоценное для будущей матери. С молодых лет приученная к труду, девица принесет изобилие в тот дом, в который войдет. Зная сама каждую работу, она будет деятельною, уважаемою и полезною госпожею. Сын будет носить, как святыню, одежду, приготовленную руками матери, и для мужа одежда из рук жены будет самым приятным даром, скрепляющим взаимную любовь. Сохрани Бог, чтобы кто нибудь из вас, юныя христианки, постыдился труда. Таковой будет совестно призвать имя Богоматери и взглянуть на Ея икону. Матерь Божия трудилась Своими руками; мы ли будем считать унизительным подражать Ей? — Надобно стыдиться не труда, но праздности и занятий пустых и ветреных.
Почему же я ничего не сказал о заиятиях науками? И оне полезны, потому что желающему дают возможность более сделать добра; но оне полезны только при добром направлении сердца, — о чем первом нам надо заботиться. Под этим условием и науки составляют украшение девицы.
Будем же, братие, внимательны к священным событиям, празднуемым Церковью. Целуя и почитая Святыя Иконы, будем собирать с них духовныя сокровища. Св. Церковь предложила нам празднества и иконы, как книги, научающия нас правилам жезни. — Что мы ответим, если и видя, и слыша доброе, и будучи им окружены отовсюду, не воспльзуемся им к нашему временному и вечному благу?
1852 г.
Добавить комментарий