Слово протоиерея Павла Попова в неделю Жен Мироносиц
Благочестивыя жены: Мария Магдалина, Мария Иаковля и Соломия, в субботу, на рассвете, пришли ко гробу Господню, что-бы отдать последний долг Христу, возлить на пречистое тело Его, благовонныя мази. Но тела Христова оне не нашли во гробе.
Светоносный ангел, сидевший на отваленном камне, сказал им: «вы ищете Иисуса назарянина распятого, Его нет: Он восста… идите и возвестите учеником Его» (Мк. 16, 6-7).
В большой радости, но и в большом испуге оне ушли от гроба!
Вот о чем повествует нынешнее евангелие.
И не знаменательно-ли для нас то, что женщины в лице жен мироносиц, удостоились первыми узнать о воскресении Христовом и им же первым явился воскресший Христос!
Христос, — обетованное семя жены, — нисходит в ад, сокрушает главу змия, искусившего первую женщину и одновременным своим явлением женам-мироносицам, — знаменует исполнение обетования «семя жены сотрет главу змия» и снятие с жены последствий первородного греха, а вместе с тем предуказывает и мировую роль женщины в судьбах всего человечества и христианства — в частности.
И если вы верите в то, что на крови мучеников создалась церковь Христова, то несомненно и то, что в сонме христианских мучеников особым ореолом небесной славы благоухает ряд христианских мучениц!
Что может быть трогательнее любви ко Христу св. муч. Софии, воспитавшей детей своих: Веру, Надежду, Любовь в готовности принять мученический венец, но не изменить Христу!
А Варвара великомученица, за веру Христову безбоязненно отдавшая жизнь свою, усеченная мечем рукой жестокого отца своего Диоскора!
А Анастасия — узорешительница, запечатлевшая мученичеством свое самоотверженное служение заключенным в узы!
И как много, много мученичества за веру явили женщина в первые века христианства!
Женщины-христианки, с смертельной опасностью для жизни, проникали в дворцы государей, самых жестоких гонителей на христианство, языком кротости укрощали звериную ярость этих палачей и даже в самих семьях царских насаждали «семена христианства»!
Но вот церковь Христова, повидимому окрепла.
Константином Великим она признана не только свободной в своем культе, но и господствующей в государстве!…
И новыя потрясения возникли в ней… появились внутри ея брожения, появился ряд ересей, угрожавших ей распадом!…
И на защиту ея встает целый ряд величайших столпов веры!
А кому мы обязаны появлением в этот смутный период церкви таких гениальных богословских мыслителей, как Иоанн Златоуст, Афанасий Александрийский, Григорий Нисский, блаженный Августин и другие?
Имена благочестивых матерей: Нонны, Моники, Анфусы и др., воспитавших великих столпов церкви, останутся незабвенными на вечныя времена и эти имена будут вечно говорить человечеству о том, что может дать миру женщина — мать — христианка, в чем ея истинное призвание!
Такова была женщина — христианка первых веков!
Ну. А современная женщина?
Правда, — на заре христианства — на такую высоту подымали женщину необычайныя мировыя события, при коих зарождалось и крепло христианство.
То был великий подъем человеческого духа пробужденного силой света Христова к новой, светлой жизни!
Человечество в учении Христа обрело ту истину, ту правду жизни, какую затерял в своем богоотступничестве богоизбранный народ и какую безплодно искали и как бы в тумане прозревали такие величайшие умы языческого мира, как Сократ, Платон и Аристотель.
Таких сильных побуждений к подъему человеческого духа в современной жизни нет!
Но, к глубокому сожалению, человечество, вместо мирного развития церковной жизни, по мере удаления от золотого века христианской эры, начало постепенно охлаждаться в проведении правды Божией на земле, постепенно начал затмеваться самый смысл и цель человеческой жезни, нередко гранича с языческим миросозерцанием!
В общем уклоне от христианских идеалов не устояла и современная женщина.
И прежде всего — современная женщина — христианка отошла в сторону от своего призвания, предуказанного ей и Творцом и самой физической природой, — от высокого, святого призвания, — быть матерью — воспитателницей детей, как будущих граждан.
И в этом отношении как глубоко прав был Лев Толстой, когда он, не боясь потерять обаяние во мнений многочисленных своих почитателей вопрошавших его, как нового учителя жизни, — о призвании в жизни женщины, определил ея назначение словами: назначение женщины — в семье и только — в семье.
Но известно, что современная женщина в своем большинстве отвергает эту, по ея мнению, слишком скромную и узкую роль и стремится завоевать себе положение, равное мужчине.
Вопрос об эмансипации женщины был большим вопросом в нашей стране в последние полвека.
Но домогаясь путем узаконенного равноправия принять участие в государственном строительстве, она, очевидно, забывает, что для того, чтобы хорошо управлять государством, необходимо, чтобы такое государство состояло из граждан доброго воспитания, а дать такое воспитание может лищь добрая, сердечно любящая своих детей — мать!
Не дожно закрывать глаза на то, что болшинство русских детей остается вне материнского воспитания.
Дети народа, по темноте матери, в том неповинной, воспитываются улицей и природой; дети среднего сословия отдаются на воспитание в школу, которая, как известно, если и дает клочки знания, то совершенно не воспитывает, а вот великосветская мать, можно сказать, совсем отрекается от своих материнских обязанностей, отдавая детей на воспитание боннам и гувернанткам, а ея воспитание и материнския обязанности ограничиваются нередко лишь тем, что возвращаясь под утро с званного вечера, она мимоходом заглянет в детскую комнату осенит крестным знамением спящего ребенка.
Никто не сомневается в естественной любви матери к детям, чувство материнства ведь так сильно и в мире животном, но не странной-ли покажется та любовь, которая проявляется у одних лишь в заботах о питании, а у других — в заботах о костюмах, по моде сшитых, и уменьи держать себя «в гостинных».
И это оттого и потому, что мы так часто забываем ту простую, но великую истину, что мать, одна только мать может дать хороших граждан своим непосредственным любовным воспитанием и тем обусловить благоденствие страны, забываем, что государство — это мы с вами и если порочны мы, то порочно и то, что называется государством.
Отсюда вывод тот, что нет и не может быть выше и святее обязанности и долга воспитания детей, что дети для родителей, — как часть их физического и духовного бытия, — опора их старости и надежда для отечества, — дожны быть святыней и воспитание их должно совершаться и жертвенно и благоговейно.
А потому и менять матери ея святую обязанность, — развивать в ребенке образ и подобие Божие — на честолюбивое желание играть какую то неподходящую и непосильную ей роль в государственном деле, было-бы преступлением!
Мы уже говорили, что великие люди своим гением обязаны воспитанию матери.
Оне матери, — творят гениев страны!
И напротив — оскудение этими гениями говорит об оскудении и упадке воспитания!
Вот и доказательство тому.
Существует убеждение, что война родит героев, что вообще сильныя потрясения в мире или в той или иной стране, вызывают большой расцвет творческих сил человека.
Мы пережили великую мировую войну и непосредственно кровавую революцию — междоусобие!
Казалось — какое богатство впечатлений и материала для человеческого творчества!
Но что же мы видим? Кругом — безмолвная пустыня!
Война не родила нам ни одного выдающегося полководца — чуда — богатыря: нет славных имен Суворова, Кутузова, Скобелева!
Мы не слышим огненных пророчественных призывов церковного витии!
Мы не слышим чарующих звуков вдохновенного поэта!
А литература, искусство… в каком невыразимом упадке!
Как будто с физическим самоистреблением русского народа сметено и все то духовное, что когда то так любовно передавалось матерью — детям: ея творческия силы!
Как будто иссяк и самый источник, родник этих творческих сил у самой матери!
Как будто русския дети лишились кровной матери, как и все мы лишились родины — матери!
Да… лишились! Уже в первые дни революции родители и дети перестали понимать друг друга!
Достолюбезныя сестры о Христе! Евангельское повествование о женах мироносицах ежегодно призывает женщину христианку на служение великим христианским идеалам и главным образом завет оно вас к осуществлению главнейшего христианского долга вашего — воспитания детей.
В этом ваше призвание, в этом ваш подвиг, в этом и путь ваш во спасение!
Варна, Болгария, 1923 г.
Добавить комментарий