Слово протоиерея Павла Попова в неделю о мытаре и фарисее
Вы слышали в нынешнем евангелии притчу о мытаре и фарисее?
Какая жизненное изображение гордыни духа человеческого и красоты духа смирения!
Фарисей в своей молитве ничего не просил у Господа: да ему и не о чем было просить Его; у него полная чаша земных благ, он не нуждался ни в Божьей, ни тем более в человеческой помощи; выпятив вперед свое чрево, он кичился пред Господом своею мнимою праведностью и так недостойно кивал в сторону мытаря: «благодарю тебя Господи, что я не таков как прочие иные, или как вот этот мытарь!»…
А со стороны мытаря, несмевшего поднять взоры к небу, слышались тяжелые, покаянные вздохи: «Боже милостив буди мне грешному!»
Прошло два тысячелетия, а евангельский мытарь и фарисей, как живые, стоят пред нами; да оно и понятно; разве в жизни, в своей среде, мы не встечаем евангельского фарисея с тою быть может разницей, что изображенный Христом фарисей, хотя что либо, хотя десятую часть своего имущества раздавал неимущим, а современный фарисей и этим не может похвалиться пред Господом, ибо он не дает, а что можно, сам берет у смиренного мытаря!
Выявленный Христом преобладающий порок у фарисея — гордость.
В каком глубоком ослеплении своими мнимыми достоинствами предстал он пред Господом!
Но не в таком-ли горделивом ослеплении пребывает и современное человечество и не здесь ли в человеческой гордости надлежит искать и причину потрясений, переживаемых человечеством?
Мы не станем отрицать того, что ум человеческий в последнее время одержал величайшую победу над природой!
Это он, еще вчера так горделиво мнил себя царем природы, подчинившим себе и «недра земли» и «бездны морския» и «выси небесныя», — куда он так бесстрашно взлетает, но, понятно, он взлетает не для того, чтобы вместе с небожителями воспеть хвалу «Сотворшему небо и землю»… а с тем, чтобы оттуда метать смертоносыня стрелы в человека — собрата!…
Казалось — еще вчера он стоял на пути к разрешению величайших проблем жизни по последнему слову социалистической экономики, готовый и храм Бога живого заменить храмом человеческому разуму, — создать ему особый культ!
Но вот наступили дни испытаний, дни величайших потрясении всех основ человеческой жизни… и этот гордый и надменный ум человека оказался таким безпомощным, придавленным и жалким; он оказался совершенно бессильным в борьбе с разбушевавшейся стихией человеческого безумия, тою стихией, которая, ворвавшись в его, повидимому, мирную работу, разгромила и разметала все его культурныя богатства, все сокровща, добытыя человеческим гением на тротяжении многих веков.
Все попытки человеческого разума утишить, остановить эту стихию, все его заклинания и призывы к здравомыслию — тщетны; девятый вал с диким сатанинским хохотом, продолжает свою разрушительную работу!
И человек поплатился, жестоко поплатился за свою гордость, за свою веру в господство и могущество человеческого разума — до забвения уроков истории!
На вершине человеческого знания он забыл, что его превосходный ум есть лишь едва-едва заметная песчинка, получившая свое бытие из недр Высочайшего Разума, который создал и движет мирами, в руках коего судьба царей и царств; он забыл и то, что и те самыя вершины человеческого знания; которыя так высоко родняли его в собственных глазах, есть ничто иное, как только то предрассветное зарево, которое предшествует восходу Солнца с его ослепительными лучами, в сиянии коих обитает Разум Творца, вся полнота безконечного, безграничного ведения!
И что-же теперь мы видим?
Гордый человек низко склонил свою голову, смущенно ищет помощи, помощи Свыше… он постепенно обращается в смиренного мытаря!
Не кара-ли Божья привела его к покаянию?
И если это должно сказать о человечестве в целом, то не тоже-ли самое проявляется и в жизни отдельных народов и личностей?
Не задумывались-ли и мы с вами над своею личною судьбою?
Разве еще не так давно — не называли горделиво мы себя сынами великой России, пред которой трепетали народы Европы!
А теперь кто мы?
Не те ли «калики-перехожие», которые в зимнюю стужу стучатся в незнакомыя двери за теплом и подаянием!
Не кара ли Божья приводит всех нас к мытареву смирению?
Дорогие братья и сестры! Гордость, служа источником многих недостатков в человеке, является пороком и Богу противным: ибо «Бог гордым противится, смиренным – подает», и омерзительным для людей; пусть гордым и воздвют в жизни почести и поклонения, пусть искательствуют пред ними те, кто «рождены ползать и пресмыкаться», но в душе их не терпят и даже презирают, ибо источником гордости чаще всего бывает не превосходство ума, а ограниченность его — скудоумие!
Не даром признаком истинного образования, высокого развития и подлинной интеллигентности признано считать «простоту и смирение»!
Не даром и народная мудрость гордого человека уподобляет пустому колосу, торчащему вверх, а мужа смирения — полному колосу, клонящемуся вниз!
Оставим-же, братие и сестры, гордость и самомнение, облечемся в мытарево смирение, к коему призывает нас настоящая неделя, именуемая неделей о мытаре и фарисее, подготовляющая нас к близящемуся посту. Чаще будем взывать к Богу словами мытаря: «Боже милостив, буди мне грешному»!
И Господь услышит нас, услышит покаянный вздох нашего сердца и оправдает нас так, как оправдал Он смиренного мытаря!
Тузла, 1921 г.
Добавить комментарий