Слово протопресвитера Валерия Лукьянова (+2018г.) на праздник Св. Пятидесятницы

Наполним Наши Храмы!

В жизни нашей мы поздравляем родных и дру­зей с днем Ангела или рождения, высказываем доб­рыя пожелания здравия и долгоденствия. Сегодня празд­ник Св. Пятидесятницы, великое торжество, — день рождения земной Церкви Христовой, и поэтому в сей радостный день, когда мы видим столь многолюдное собрание молящихся, когда мы рады видеть многих тех верующих, которые редко посещают наш храм, именно поэтому хочется нам поговорить с вами, братие, искренно, «по-душам».

Сам великий праздник Св. Троицы призывает нас, также и к проповеди, ибо в нынешний день, почти два тысячелетия назад, святые Апостолы, только-что сподобившиеся приятия благодати Святого Духа и укреп­ленные в вере и в разуме, безбоязненно вышли на проповедь. И их пламенная, вдохновенная речь, их ревность о Господа, сразу же покорила сердца слуша­телей: в тот же день крестилась три тысячи душ из них (Деян. 2, 41). Велика была бы радость наша, если-бы и единое сердце расположилось к оцерковлению, слушая нашу скромную проповедь. Об оцерковлении нашей жизни и будет наша речь.

Наше сердечное пожелание к сегодняшнему празд­нику рождения Церкви выскажем мы в призыве, — наполним наши храмы! Храм — это дом Божий, дом молитвы, и в этом святом доме мы возносим четыре степени молитвы: просительная, покаянная, благодарственная и молитва славословная. Все мы знаем, что верующий человик в скорби, горе, нужде прибегает к просительной молитве ко Господу. Вспомним, как в бедственные годы революции, когда убивали на наших глазах родных, детей, родителей, мы взывали о помощи Божией; вспомним, как влачили мы тяжкие годы в беженских лагерях, как молили мы Господа о спасении от выдачи и как наполняли мы тогда наши беженские храмы, в пламенной просительной молитве.

Когда умирает кто-нибудь из наших родных или близких, мы спешим в церковь, чтобы испросить у Господа упокоения их души, с праведными сопри­чтенной.

Да и сами мы, когда тяжкий недуг посетит нас, просим мы Бога в церкви об исцелении и о даровании сил и крепости. Слава Богу за такое искание и проше­ние помощи Божией!

Вместе со взыванием о помощи ко Господу явля­ется и покаянная молитва, ибо в покаянии мы просим Господа Бога о прощении грехов наших. Но у нас принято каяться только в Великом посту, а надо бы прибегать к покаянию и в другие посты, установлен­ные Церковью, и в день своего Ангела.

Но вот, получили мы просимое по молитве своей: Господь услышал ее, — и что же? Многие ли возвраща­ются в храм и воздают благодарение и не о них ли сказал Спаситель: «Не десять ли очистились, да девять где? Как не возвратились они воздать славу Богу» (Лк. 17, 17-18). Быстро мы забываем благодеяния Божии!

Вот возьмем такой пример. Мы всячески ста­раемся дать нашим детям высшее образование, но забываем преподать им духовное воспитание. И вот, эти наши способные в науках дети, успешно заканчи­вают школы и университеты, а сколько из них, как и их родители, возвращаются поблагодарить Господа и за полученное образование и за дарованную Богом способность его получить? Не становятся ли такие люди впоследствии немилосердными врачами, несправедливыми судьями и вообще жадными стяжателями только земных благ?

Забвение благодеяний Божиих мы видим даже тогда, когда, приступив к величайшей святыне — Божественных Христовых Таин, большинство при­частившихся покидают храм, не выслушав благодар­ственную молитву…

А многие ли считают своим священным долгом перекрестить лоб перед и после трапезования, а так­же, отходи ко сну, поблагодарить Господа за дарованныя Им благодияния прошедшего дня?

Со скорбью скажем, что не привыкли мы к благо­дарственной молитве…

Разсматривая все четыре степени молитвы, можно сказать, что самый возвышенный образ молитвы есть молитва славословная, — это молитва как-бы «поющего сердца». Для человека, любящего Бога и все божест­венное, является непрестанная потребность общения со своим Творцом и Промыслителем. Эта потребность составляет как-бы все дыхание его жизни, и сердце та­кого человека, как источник чистой, живой воды омывает все его существо, наполняя его радостью и миром о Господе. И тогда, что может быть приятнее и потребнее для такой души, как не общее с другими верующими душами славословие в церковной молитве?

Такая истинно-христианская православная душа чувствует, что слова Спасителя, — «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20), — является не только обещанием, но и непреложной исполненностью, познаваемой опытом духовным.

Для такого человека Богослужение в храмы есть радость и величайшая милость общения в мире с Го­сподом: «Мир Мой даю вам». И если сливается в одно у такого христианина искренняя просьба ко Госпо­ду, безкорыстная благодарность Ему и ликующее хва­ление славы Божией, то это, несомннно, от избытка любви к Богу и от глубины веры в Него.

Что же можно заключить из всего сказанного? Только то, что если храмы не наполнены молящимися, то это будет свидительством того, что народ пере­стал ощущать радость в церковной молитве, что вся жизнь людей исполнена земной суеты. Это и видно из объявлении многочисленных увеселений во всяком виде и даже в самое непотребное время, как, например, на Святую Пасху собираются на «розговены», реклами­руемые «после заутрени», — как будто не могут по-христиански разговляться после Литургии. У таких людей в центре семейной жизни не духовныя беседы или чтение, а телевизионныя передачи криминальных и непристойных фильмов или безпрерывныя заботы о стяжании земных «благ» в течение всех семи дней недели. Для молитвы нет ни времени, ни желания.

Хотя и приходится говорить обо всех этих скорб­ных явлениях в этот светлый и радостный празд­ник, но говорим мы это из чувства любви, из же­лания помочь всем стать на путь ревностного духовного делания в оцерковлении нашей жизни.

Но да не будем забывать и слова радости в сей великий праздник духовного обновления. Взгляните на эти красивые цветы, которые мы держим в своих руках и на ветви дерев, которыми украшен весь наш храм: поистине, в них мы также видим образ обновления. Прошла зима, а с ней ушла и спячка всей природы. Все кругом обновилось, все благоухает, как эти цветы, символы красоты в жизни!

Вспомните, как св. Апостолы, прятавшиеся «страха ради иудейска», смело выступили в своем духовном возрождении на проповедь Евангелия! В этом нам завет и нашего обновления и в кем мы обретаем тот заветный рубеж, где найдем радость неизре­ченную и мир нерасторжимый, в озарении души све­том Истины… И тогда сердца наши откроются для восприятия вожделенных даров Святого Духа. И имен­но и этому призывает нас ныне Церковь в молитве Св. Духу, воспетой всеми нами «едиными устами и еди­ным сердцем».

Не подлежит сомнению, что искренно верующая душа жаждет освободиться от удушливо-суетнаго окружающего нас мира, во всяческом зле лежащего, чувствуя, что как-бы пребывает она в плену или в темнице, чуждой ей по духу и природе.

Молитва освобождает человека из этого плена и темницы на свободу и возвращает его в Отчий Божий Дом.

Итак, братие, приобщимся к этой сладостной бе­седе с Господом и, отвратившись от скоропреходя­щего земного «благополучия», будем наполнять наши святые храмы, чем и обретем благословенный путь сласения душ наших.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *