Слово протопресвитера Валерия Лукьянова (+2018г.) в неделю свв. Праотец.

Вечеря Господня

Замечательное свойства божественного и святого Евангелия — на какой странице, или даже на какой стих, ни раскроешь его, всегда найдешь мысль, созвучную твоему настроению, или поучение, потребное для твоего спасения. В этом отношении богатейший материал дают притчи, сказанныя Спаси­телем. На фоне повальнаго отступления от истинной Церкви Христовой одна такая притча носит особенно промыслител­ный характер и не может быть забываема тем, кто желает для себя вечного спасения. Притча о званых на вечерю (Лк. 14, 16-24) трогательно повествует о том, как одни человек решил пригласить многих своих друзей на большой ужин. Когда наступило время вечери, послал он раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться, приводя разные житейские поводы к отказу. И возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Разгневался хозяин дома и сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города, и приведи сюда нищих, хромых и слепых. Исполнив прика­зание своего господина раб тот доложил ему, что еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти всех, чтобы наполнился дом мой; ибо сказы­ваю вам, что никто из тех званных не вкусит моея ве­чери: ибо много званных, но мало избранных.

В классическом изъяснении этой притчи смысл ея сво­дится к следующему: Господь Иисус Христос под образом «вечери» представил царство Мессии, или Церковь Христову. Устроитель этой вечери Господь Бог, посредством закона и пророков, как через слуг Своих, приглашал  весь иудей­ский народ вступить в это царство, а когда это царство приблизилось, вновь послал повторить Свое приглашение уже Самого Мессию-Христа. Посланный Мессия явился прежде всего к «званым» — иудеям с вестью о том, что «приблизилось Царство Небесное: идите, ибо уже все готово». Но те из иудеев, к которым в первую очередь относился этот призыв, как к знатокам ветхозаветного закона, — книжники и фарисеи и прочие руководители избранного народа Божия, как бы ого­ворившись, начали отказываться от приглгашения. Предлога­ми к отказу служили их земныя, чувственныя побуждения, из-за которых они оказались глухи к Божественному при­зыву, и отвергли пришедшего к ним Мессию-Христа. Тогда Господь повелел Мессии звать мытарей и грешников, а так как места оставалось и после этого много, то Господь при­звал затем и язычников в Свое Царство. Все отозвавшие­ся на евангельскую проповедь вошли в Царство Месcии — Царство Божие, а пренебрегшие зовом книжники и фарисеи оказались вне его.

Перенесемся к современному положению вещей на религиозном «фронте» и, в первую очередь, заглянем в собственные души, храмы, семьи… Разве св. Церковь не призвы­вает нас «жить в Ней», обретая все необходимое для нашего спасения? А какой ответ бросает Церкви современный христианин? В местах большого скопления православного населения на лицо обычно небольшая община (не говоря уже о наличии приходов двух, а то и трех юрисдикций). Посеща­ют регулярно храм несколько десятков верующих, мест­ная церковно-приходская школа обучает тоже несколько десятков православных детей, а к святым Таинствам приступают, в общем, единицы.

Но стоит запестреть афишам о вечерах, или филь­мах, или увеселениях с громкими обещаниями небывалых сюрпризов, как неизвестно откуда местная колония уже пред­ставляется сотнями «соотечественников». И действительно, имеются районы, где на целые кварталы встречаются исклю­чительно русския фамилии. Где все эти люди? Разве на Пасху мелькнут их лица в храм на заутрени или в Рождество на литургии до причастного стиха! Что-ж поделаешь — тра­диция!? Вот это — современные книжники и фарисеи, когда-­то учившееся закону Божию (так полагалось), а ныне целиком ушедшие в материализм, благобыт и веселое времяпрепро­вождение.

Хуже обстоит дело с молодежью. В болшинстве слу­чаев ея интересы и примитивные взоры совсем не совпадают с духовными требованиями Церкви, в их сердце не звучат струны «радости о Господе». Каждая семья прила­гает все усилия, чтобы послать своих детей в университет, а там они, по всемирно организованному плану насаждения безбожия, теряют последния искорки духовности, порывают последния ниточки, связывающия их с Русью Святой, идеал которой мы Промыслом Божиим призваны хранить в за­рубежье — «до востребования». Наша молодежь знает об эволюции, разскажет вам о квантовой теории, а что такое коливо, или почему необходимо иметь восприемника при крещении, или почему служат панихиду в 40-й день, не имеют и отдельного понятия. «Символ веры» не прочтут, молить­ся разучились. Упоминание о посте вызывает лишь усмешку на устах. Заронишь слово о духовной литературе, говорят: это для стариков. Выписывать духовный журнал на русском или английском языке? Времени нет для чтения. А досуг уходить на телевидение и пестрыя увеселения. Время, мол, подумать о душе еще будет! Современные книжники и фари­сеи! И таких большинство.

А где же мытари и грешники? Есть ли они? О да, несомненно, хотя и в жалком меньшинстве! Можно ли забыть те радостные дни общего покаянного подвига на приходе, когда к св. Чаше приступают сто, полтораста человек? Можно ли забыть того мальчика, который просить житие своего святого, и не только ради любопытства? Можно ли не пом­нить тех счастливых родителей, которые в ответ на исцеление младенца энергично трудятся на благо церкви? Можно ли забыть ту молодую мать, которая просит книжицу о ста­ричке, которого видела во сне — батюшке Серафиме Саров­ском? Можно ли забыть двух отроков, преодолевших боль­шое разстояние с «котомками» за плечами, явившихся в свя­тую обитель подвига ради духовного? Можно ли забыть рус­скую девушку, после смерти отца отдавшую год своей моло­дой жизни безвозмездному служению страждущим в мест­ной больнице? Можно ли забыть счастливое лицо человека, после 50 лет освободившегося от тяжести грехов и приступившего к таинству исповеди и св. Причастия? А в более широком плане можно ли не радоваться тому, что в зарубежную Церковь вливаются прозревшие, бегущие от кра­сного и розового зверя? Нет, хотя и мало делателей на ниве Господней, но они все же пополняют редеющие ряды.

А что же язычники? Это, пожалуй, самая радостная стра­ничка нашего повествования. Идут к нам иноверны, идут и часто являют редкий пример благочестия. Мы, православ­ные, от колыбели получаем святое крещение; церковь, это наш дом, но мы часто, увы весьма часто, оставляем себя своевольно вне ограды Церкви. Средний человек, посещающий храм не знает веры отцов, не понимает смысла нашего дивного богослужения, изучает иностранные языки, а не по­нимает половины читаемого в церкви на славянском языке. Вы когда нибудь видели на полке церковно-славянский словарь в доме ваших друзей? А вот перешедшие в Право­славие должны с большими трудами постигать истину и приобщаться к нашему своеобразному быту. И преуспевают! Своим же усердием могут послужить добрым примером многим нашим прихожанам, искушающим молящихся сво­им неблагоговейным поведением во время богослужения.

Да позволено будет нам перенестись к переживаниям, навеянным дивным зрелищем, которое подарила нам при­рода несколько дней навад. Всю ночь падал ледяной дождь, который замерзал при прикосновении с деревьями, кустами, крышами домов… Утро выпало пасмурное. Все деревья, каждая веточка и каждый листик, были не только покрыты, но прямо поросли льдом. Более образной картины страшной, оледенелой смерти трудно себе представить. И сердце чувствовало именно этот страшный образ духовной смерти. Стоило притронуться к листику или ветки, как они мгновенно падали с треском на обледенелую землю, без всякаго сопротивления. Так и душа, пребывающая в грех и страстях, поистине мертвецу подобна. Малейший надлом, и она стремглав летит в бездну отчаяния, не имея ни силы, ни желания, ни радости покаяния… Утро следующего дня явило себя, как картина неописуемой красоты. Все оледенелыя деревья, вчерашние мертвецы, вдруг ожили и засияли переливающимися красками, сверкая, как нежный хрусталь в лучах яркого солнца. Ни один самый искусный ваятель не мог бы изобразить этой таинственной красоты, как это, так просто и торжественно, сделала природа, дивно сотворенная Творцом. В этом как­-бы чудесном оживлении нельзя было не усмотреть урока духов­ной метаморфозы — пробуждение души от греховной тьмы к спасительному свету. Хотя так же хрупка, как и вчера, была эта ветка в своей телесной немощи, но теперь она сеяла ра­дугой цветов, полных жизни и теплоты. И заплакала она ра­достными слезами, награждаемая живительным теплом небеснаго светила. Не так ли душа наша; млеет и согревается от чудесных покаянных слез, духовно прозревая и обре­тая обновленную жизнь в соединении со Христом на Его Божественной Вечери?! И чем обильнее слезы сокрушения, тем быстрее тает греховный ледяной покров, обволакивающий нашу душу, и тем быстрее согревается она в лучах Божией благодати. И повеяло от этого пробуждения весной, когда рас­цветает и украсится эта хрустальная ветка, и неслышимо уловило сердце звон воскресных колоколов, призывающих душу к новой жизни…

Что же являет нам действительность? Многие ли в наше время жаждут спасения? Многие ли стремятся в храмы Божии? Многие ли прибегают к душеспасительным Таин­ствам? Ответ дает нам притча: «Мнози бо суть звани, мало же избранных.» Не большинство ли разучилось черпать вдохновение и духовные образы из книги природы, раскрытой перед нашим взором Промыслом Божиим? Не меньшинство ли предпочитает молчать, чем говорить; молиться, чем развлекаться? Не искоренилось ли почти из современной жизни собеседование с собственным сердцем. Ведь все свободное время современный человик заполняет зрелищами и музыкой, подчас дикообразной. Наводит это мысли на следующий эпизод. В приемной у врача ожидала своей очереди женщина с спокойно сидящем у нея на коленях мальчиком. Рядом сидящая пожилая приветливая женщина начала за­игрывать с ребенком, стараясь вызвать его на разговор. Мальчик ласково улыбался, но упорно молчал. Мать поясни­ла: он у меня стеснительный малый, что-то все думает и мало говорит. «О, как это замечательно! Вот если бы он сохранил эту привычку на всю жизнь,» невольно вырвалось у соседки. К сему справедливому замечанию добавим — в молчании пресекается празднословие и осуждение, и зарождает­ся богомыслие. Путь же богомыслия и молитвы, это — путь к той вечери Господней, на которую Ои призывает нас в Своей замечательной притче.

Храм св. бл. кн. Александра Невского, Лейквуд, Нью-Джерзи, США.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *