Слово протопресвитера Василия Бощановского (+1961г.) к празднику св. Равноапостольного Владимира

«Поминайте наставников ваших…, и взирая на кончену их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13, 7).

Приближается день св. Равноапостольного великого князя Владимира. Русские люди снова соберутся у памятника (строящегося) своего духовного Просветителя, чтобы молитвенно почтить Его память.

Личность св. Владимира, как и вся эпоха его жизненного подвига, исключительно важны по своему значению в Истории Русского Народа.

Владимир Святой — Красное Солнышко русской Земли. Он духовный вождь и просвететиль русского народа, он подлинный апостол русского православия. Его эпоха — это время духовного рождения русского народа. Это время облагодатствования русской души «Силою Свыше» — дарами Святого Духа; время привития всего русского народа к благословенной Лозе — Церкви Православной, как живоносному телу нашего Господа Христа. Это, наконец, время, когда равноапостольный князь Владимир не только духовно вспахал русскую народную душу, но, и бросив в нее благодатное Семя Слова Божия, произвел посев духовной чистоты, святости, вечной правды. Милосердия и любви и всего «яже к благочестию и вечной жизни»…

Да, св. Равноапостольный кн. Владимир не только положил начало, твердый фундамент для Святой Руси, но он указал ей и ея задачи, а для всей почти тысячелетней работы великого Русского Народа — ея пути и цели.

Удался-ли Владимиров посев? Выполнил-ли Русский Народ возложенную на него Провидением Божиим задачу?

Окиньте беглым взглядом почти тысячалетнюю историю духовного и государственно-политического развития русского народа, и ответ будет ясен.

Вера Христова вывела Русский Народ из глубокой тьмы язычества. Вера Христова воспитала в русской душе ту духовную силу, создала тот духовный цемент, которым многочисленныя ветви великого русского дерева были спаяны в единый мощный духовно-политический организм, тело — Русь Святую, Дом Пресвятой Богородицы.

Только вера Христова спасала и спасла духовное и национальное единство Русского Народа в период княжеских междоусобий. Только вера Христова хранила и сохранила русскую душу, русский быт, зародившуюся русскую культуру, как в течении тяжелого и долголетняго татарского ига, во дни русской смуты-лихолетья, так и во время величайших государственных, бытовых потрясений и невзгод Русского Народа.

Слезы и кровь, горе и страдания для русского народа явление нередкое. Но был и благословенный всеисцеляющий пластырь-бальзам, лечивший не только раны народного тела, но и духа, ублажавший скорби души и страдания сердца великого Народа. Пластырь-бальзам этот — Святая вера Христова; благословенный дар, завещанный Русскому Народу св. Равноапостольным князем Владимиром.

Знал про этот бальзам-пластырь про эту духовную мощь и силу и сам многострадальный Русскій Народ. Поэтому великий в своих страданиях и падениях, он велик был и в своей преданности вере Христовой. Христос для него был альфа и омега, начало и конец его исторического бытия и делания. Быть во Христе, жить по Божией воле, служить Божией Правде, такова глубочайшая, неискоренимая жажда велигого, Духом Святым отмеченного русского сердца. В тайниках души, в недрах сердца и была выношена, выстрдана и созрела идея «Святой Руси». Это значит: русская держава, Русское Царство есть и дожно быть Русью Святой православной, Домом Пресвятой Богородицы. Его задача и цель — служение Богу и человеку на правде Божией, в духе Христовой истины и любви. 

Пока жива была это идея, пока крепко держался ея Русский Народ — крепка, мощна и царственно величественна была Россия. Плоды отпадения у нас на лицо. Не стало державной России; ея место заняло мировое пугало — безликое СССР. Вместо былой славы, наше Отечество подверглось небывалому порабощению, неслыханному поруганию и разорению.

Не будь событий, дающих надежду на возможность освобождения России, можно бы сказать: «погибла Русь Святая православная, погибла навсегда». 

Но… освобождение — одно, а восстановление духовно-национально-политичестого величия России, едиства Русского Народа, излечиние его великой души — дело другое. Первое, если даст Бог, мы будем только наблюдать, во второммы должны будем принять живое непосредственное участие. Глубочайшая благодарность тем, кто послужит делу освобождения нашей дорогой Родины и сокрушить силу засевшого в ней интерационального большевизма, но безграничная жертвенность в деле воссоздания ея единства и духовной мощи, это — уже наша священная обязанность.

Вот тут и нужно крепко помнить, если преданность вере Христовой создала, укрепила и лучезарной славой овеяла нашу великую Родину, то измена вере, безпутство политическое, национальное безразличие приготовили ей тяжелый крест, которого мир еще никогда не видел.

Милостию Божиею, надежда на освобождение дорогой Родины крепнет, вместе с тем приближается и время нашего национального подвига. Подымайся же, родной русский Богатырь, сбрось с себя гниль бесовскую, гниль политико-социалистической лжи и неправды, и с лицом, обращенным «горе», сердцем к Богу, рукой, протянутой к страждущему брату, становись на подвиг за Русь Святую, Православную, за Дом Пресвятой Богородицы, за русский дух, свято-русскую культуру.

Крепко помни, что Русь Святая Православная — Дом Пресвятой Богородицы — это не мечта, не отвлеченная только идея, это — историческая быль, это наше родное недавнее славное прошлое, выстраданное народом и взлелеянное силой Христовой веры на почве русского православия, русского народного благочестия. Это благословенные плоды той драгоценной евангельской жемчужины, которую Русский Народ, обрев, полюбил, хранил и хранит до сих пор, хранит ее, как зеницу своего ока.

Правда, приспешники зла, слуги сатаны надругались над нею, но вырвать ее из русской души, русского сердца им не удалось. Верим, придет время и оно уже близится, когда мрак сатанинского прельщения, навеянный на Русский Народ богоборческим болшевизмом, рассеется как дым. И работа воссоздания Святой Руси, как Дома Пресвятой Богородицы, начнется.

Задача нелегкая, но священная и достойная. Она обезпечит мир и благополучие народов, населяющих просторы великой России. Она духовно возродит и оплодотворит русский народный дух. Она покажет, что Русский Народ не только жив, но и велик и достоин стать в ряду тех борцов за лучшее будушее, для которых братство людей, свобода и социальная справедливость не пустой звук, а ценность, Богом благословенная и для блага всего человечества необходимая.

Такова задача. Таков внутренний смысл переживаемого момента. Значит, св. Равнопаостольный кн. Владимир не только наше знамя, но и испытание нашей готовности, нашей способности бороться, страдать и умереть за то, что составляет «Святое святых» русской души, русского сердца: бороться за Правду Божию, за Русь Святую Православную, за Дом Пресвятой Богородицы, за подлинно христианскую культуру, за подлинное братство людей, за подлинно-християнскую свободу, социальную правду и справедливость.

Пора и нужно испытать себя, испытать бестрепетно и не лицемерно. Конечно, горбатого исправит только могила. Но тебе, русский человек, болеющему седцем за судьбу своей дорогой Родины, нужно об этом не только подумать, но и с молитвенным трепетом готовиться к предстоящему подвигу. Не теряй же дорогого времени; не упивайся гнилью эмигрантского прозябания. За дела великия, за дело святое Господу помолимся!

«Восстани же спяй, да пощадит тя Христос!»

Ты же, св. Равноапостольный княже Владимире и вси святии в Земле Русской просиявшие, молите Бога о нас. Аминь.

1957 г. шт. Нью-Джерзи, США

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *