Слово святителя Гавриила (Городкова), архиепископа Рязанского и Зарайского (+1862г.) на Рождество Пресвятыя Богородицы
О том, что в нуждах наших мы должны прибегать к Богоматери.
Сей день Господен, радуйтеся людие.
Радостен и благословен настоящий день, в который избранная от всех родов благодатная Мария восприяла жизнь от святых и праведных родителей — Богоотец Иоакима и Анны, благословен день сей Господен, который в продолжение многих веков с воздыханиями и слезами был испрашиваем у небес и ожидаем святыми Патриархами, Пророками и другими ветхозаветными, веровавшими в обетованного Избавителя мира. В день сей совершилось рождество Пресвятой Девы, Которая предназначена была от вечности в Матерь Сыну Божию, Спасителю мира, чрез Которую Бог благоволил излить море щедрот Своих на род человеческий и Которая достойно именуется Владычицею мира, Заступницею и Покровительницею рода христианского.
До рождества Богоматери, — сего, как воспевает церковь, чертога света присносущнего, сей книги Слова животного, — мир подобен был первобытной бездне; его покрывала тьма беззакония и неведения. Хотя на тверди небесной сияло солнце, небеса поведали славу Бога Творца, присносущную силу Его и Божество: но на земле, в мире языческом не было света, просвещающего человека, не было ни спасительной веры, ни познании о истинном Боге, ни святых и Богоугодных дел. Но по явлении в мире сем Матери Света, Преблагословенной Девы Марии, сей таинственной денницы, тьма заблуждений и пороков начала уступать место свету истины и добродетели. Соломон, премудрейший из царей, взирая пророческим оком на Богоматерь, как на виновницу света и радости, и уподобляя Ее солнцу, луне и деннице, восклицает: Кто сия проницающая, аки денница, добра, яко луна, избранна, яко солнце? (Пес. Пес. 6, 9) Она подобна восходящей заре или деннице, потому что из Ней воссияло Солнце правды — Христос Бог наш; Она добра — подобна полной луне; ибо исполнена благодати Божией, которую изливает на всех земнородных; Она избранна, как солнце потому что и в царстве славы сияет более всех Святых чистотою и святостию, и в царстве благодати просвещает, согревает и оплодотворяет души верных лучами щедрот, источаемых от престола, на который вознесена Богом, как Царица Матерь Сына Божия, небесного Царя славы.
К сей-то Царице небесной и нашей Заступнице не напрасно прибегаем мы с молитвами в нуждах и напастях наших, не напрасно возлагаем надежду нашу на Ея помощь и заступление.
Преблагословенная Мария, Матерь Сына Божия в премирном царстве Сына Ея, провознесена выше всех избранных святых, прославлена паче Херувимов и Серафимов, и посаждена на престоле славы одесную Божества, чтобы ходатайствовать за нас пред Сыном
Ея Царем небесным и низпосылать нам Его дары и милости. Если Ангелы, предстоящие престолу Божию, ходатайствуют о нас у Бога Творца нашего, и преклоняют Его к услышанию молитв наших: то не более ли может быть благопоспешно ходатайство за нас Царицы Ангелов, возлюбленной Матери Сына Божия? Если Сын Ея Иисус Христос на земле повиновался Ей и исполнял волю Ея: то не исполнит ли ходатайства Ея на небесах, чтобы тем усугубить более Ея радости и блаженство? Так; не столько сильны у Бога Сына Ея предстательства Ангелов и молитвы всех Святых, сколько многомощно моление и ходатайство единой небесной всех Царицы и Заступницы. Много по истине может моление матернее ко благосердию Владыки Сына Ея Господа нашего Иисуса Христа!
Один учитель Церкви, доказывая, сколь сильно ходатайство Богоматери у Бога Сына Ея, приводит следующий пример: Некоторый воевода (Кориолан), оказавший великия услуги отечеству, будучи изгнан из него неправедно, поднял оружие против неблагодарных соотечественников, одержал над нини победу, окружил главный кород их Рим воинами, сам первый взошел на градскую стену, и держа обнаженный в руках меч, угрожал разорить город до основания, а граждан всех погубить, и тем отмстить за тяжкую обиду, ему от них нанесенную. Тогда Римляне раскаялись в своей против него неправде; на общем совете положили просить у него прощения и помилования; вышли для сего впереди всех главные сенаторы, за ними прочие сановники, позади их граждане с женами и детьми; взошли на градскую стену, пали пред ним на колени, кланялись ему и с воплем умоляли его о помиловании их. Но воевода, столь жестоко оскорбленный ими, не преклоняется на милость, не убеждается ни прошениями, ни слезами всех граждан, но еще в больший приходит гнев, и хочет возбудить воинов своих к убийству и конечному истреблению всех жителей города. Когда же увидел между народом матерь свою (Веттурию), плачущую и просящую его о помиловании, и напоминающую ему о материей к нему любви: то укротил тотчас гнев свой, опустил из рук меч, простил и помиловал граждан, врагов его. Вот сколь действительно моление матери к умилостивлению сына! Одно ея ходатайство сильнее нежели слезы и вопли многих. Тем более моление Богоматери к Сыну Ея не может не преклонить Его ко услышанию, когда Она простирает к Нему матерния руки Ея, коими носила и хранила его в младенчестве.
Пресвятая Матерь Сына Божия есть вместе Матерь милосердия всего рода христианского; мы Ея дети во Христе Иисусе по благодати и по матерней Ея к нам любви и благосердию. Скорее земныя матери забудут детей своих, нежели сия Матерь наша небесная отринет моления наши. Она, находясь на земле, была столь милостива и благосерда, что о всех, притекавших к Ней, предстательствовала у Сына Своего: то ужели любовь Ея к нам уменьшилась от той славы и блаженства, каким наслаждается Она ныне в небесном Сионе? Нет; Она тем усерднее о нас у престола Сына Своего ходатайствует, тем скорее готова благодетельствовать нам, чем яснее видим волю Отца небесного, чтобы всех спасти и помиловать, чем известнее Ей наши нужды и немощи. Взирая с высоты небесной на окружающия нас отвсюду опасности, Она всегда готова подать нам помощь Свою к нашему избавлению и утешению, всегда готова простирать руку Свою к уврачеванию болезней души нашей.
Кто подлинно из притекавших к Ней с должным расположением и усердием не был Ею услышан и помилован? На кого не изливала Она милостей и щедрот Своих, явных или тайных? Сколь многие болящие ходатайством Ея получили исцеление, слепые прозрение, скорбящие утешение, плененные искупление, грешные прощение, погибающие спасение! Самые Ангелы обретают в Ней радость и веселие. По множеству милостей Ея, во все времена и во всем мире христианском, воздавали Ей честь и поклонение, как первой всеобщей Заступнице и Покровительнице. Нет града, нет, кажется, веси, где бы не прославлялось благословенное Ея имя, где бы не были приносимы Ей жертвы хвалы и благодарения.
Прибегай же, христианская душа, с молитвами твоими во всех нуждах твоих душевных и телесных, во дни радости и печали, прибегай к Богоматери, как к первой по Боге Заступнице и Покровительнице; Она не отвергнет тебя от лица Своего, но приимет под кров Ея милосердия и заступления. А чтобы Она несомненно услышала молитвы твои и подала тебе благопотребную помощь, для сего прилагай попечение о исполнении воли Сына Ея возлюбленного, Господа нашего Иисуса Христа, и старайся подражать Ея жизни и добродетелям. Она во всю жизнь Свою имела попечение о едином на потребу, чтобы исполнить волю Божию и украсить душу Свою небесными дарами: прилагай и ты первее всего попечение о спасении души твоей, о соблюдении заповедей Господних и исполнении обязанностей христианских. Тогда Она, как премилосердая Матерь верующих, услышит молитвы твои и подаст тебе скорую помощь и избавление.
О Всесвятая Владычица неба и земли! Когда мы приступаем с молитвами к престолу благосердия Твоего, благоволи призирать на нас, как матерь на детей, как покровитльница на сирых, как заступница на грешников кающихся, продли, молим Тебя мирное и благоденственное царствование над нами Благочестивейшего Государя нашего Императора Николая Павловича, укрепляй Его помощию Твоею небесною в великом царственном служении Его, храни всех нас заступлением Твоим от врагов видимых и невидимых, в дому и странствии, в жизни и при смерти, ныне и во веки. Аминь.
Добавить комментарий