Слово священника Сергия Свешникова в неделю 4-ю по Пасхе

«Хочешь ли быть здоров?»

Христос воскресе!

Вот мы находимся уже на полпути от Светлого Христова Воскресения, дня спасения мира, до Святой Пятидесятницы, дня рождения Церкви; и Святая Церковь, как бы соединяя оба праздника незримой нитью, повествует нам о том, как Христос исцелил расслабленного в день иудейской Пятидесятницы.  В этом повествовании мы слышим и о греховном параличе, и о долгом, очень долгом ожидании исцеления, и о безысходности, и о пришествии Спасителя, и о возрождении, и, наконец, о праведной христианской жизни.

В Иерусалиме жил человек, который почти четыре десятка лет был парализован (Ин. 5, 5).  Он лежал в одном из притворов у купели, называемой Вифезда, и не было никого, кто мог бы ему помочь (Ин. 5, 7). Ангел Господень сходил иногда в воду, и первый, кто входил в купель, получал исцеление от недугов (Ин. 5, 3).  Множество увечных, «больных, слепых, хромых, иссохших» (Ин 5, 3) собиралось у купели, и расслабленный, как ни старался доползти до купели, никогда не успевал, и другой уже входил прежде него.  Но человек этот, несмотря на всю безвыходность своего положения, не терял надежды и продолжал ждать милости Божией.  И вот в день Пятитесятницы пришел долгожданный Утешитель, Тот, Кто жизнь подал иссохшему телу, упование, и прибежище, и покров.

Христос пришел в Иерусалим на праздник Пятидесятницы.  Это праздник жатвы пшеницы, когда перед началом сбора урожая израильтяне приходили в Иерусалимский храм, принося Богу жертвы и славословия.  Неслучайно, видимо, именно в этот день Христос пришел в притворы Вифезды, исцеляя телесный и духовный паралич и прообразуя будущий урожай — Святую Церковь, собираемую в житницы Божии.

Найдя в толпе расслабленного, Спаситель немедленно обратился к нему с одним лишь вопросом:«Хочешь ли быть здоров?» (Ин. 5, 6).  Даже видя всю бедственность положения парализованного человека, зная и всю длительность ожидания, и надежду, и терпение больного, Христос все же дает ему полную свободу выбора, ни в чем не насилуя его волю.  «Хочешь ли быть здоров?» звучит как вызов тем, кто сжился со своей болезнью, кто сросся с нею, кто не желает отвернуться от греховной заразы, кто получает удовольствие от греха; это вызов тому, кто «как собака лижет пилу и не может остановиться, пьянея от вкуса собственной крови» (Св. Исаак Сирин).  «Хочешь ли быть здоров?», спрашивает Спаситель и, слыша в ответ: «Так, Господи!» (Ин. 5, 7), говорит: «Возми постель твою и ходи!» (Ин. 5, 8)  Ему не нужны подробности и отговорки, что вот нет у нас помощника, некому нас наставить, некому научить…  Властно звучит голос Господа: «Встань и собери свою постель! Время греховного паралича прошло.»

Прообразуя исцелением расслабленного начало евангельской жатвы и принеся истинный дар Отцу в праздник Пятидесятницы, Христос и бывшего расслабленного сподобил стать причастником общих торжеств.  Вместо того, чтобы лежать «на одре болезни и на ложе озлобления,» исцеленный человек смог отправиться в храм Божий с дарами и славословиями (Ин. 5, 14); и, обретя Сына в Доме Отца (Лк. 2, 49), осознал, что исцеление его в первую очередь духовное.  «Вот ты выздоровел, — говорит Христос, Не греши больше», то есть: «живи праведно».  «Я очистил тебя от скверны, Я исцелил тебя от греха, Я убелил тебя паче снега и ввел тебя в Дом Божий — живи такой жизнью, для которой ты был создан, живи праведно, сохрани ризу крещения нескверную и непорочную.»

Как тот расслабленный, лежало все человечество в параличе, пораженное болезнью первородного греха.  Долгие тысячелетия пыталось оно найти исцеление, но не могло само добраться до Бога, и не было человека, который бы помог.  И все же не терял человек надежды, продолжал уповать на милость Божию и сподобился Божественного посещения.

Своим спасительным пасхальным воскресением Христос всем жаждущим открыл путь к живоносной купели; всем, кто на вопрос Бога: «Хочешь ли быть здоров?» способен сказать: «Так, Господи!», открыт теперь путь к исцелению от духовной слепоты, храмоты и греховного паралича.

Собирая в житницы Божии благодатный урожай избавленных от смертельной болезни душ человеческих, Христос в день Пятидесятницы дал христианам и силу побеждать грех, бороться с ним и побеждать.  Отец послал Духа Своего Утешителя, животворящего и укрепляющего нас.  Основывая Свою Церковь, Христос укрепил ее Своей Силой, Своим Духом и дал заповедь чистой христианской жизни.

Встречая сегодня каждого из нас в храме Божием, Христос обращается к нам словами Священного Писания: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.»  Сохрани ризу крещения неоскверненну, вспомни и исполни обеты, которые ты давал у святой купели, чтобы не погибла душа твоя.  Восстань от греховного паралича; открой глаза, отягченные духовной слепотой и иди в храм Божий, воссылая хвалу Спасшему тебя.

Ответим же Спасителю вместе со всей Церковью:

Душу мою, Господи, во гресех всяческих и безместными деяньми люте разслаблену, воздвигни Божественным Твоим предстательством, якоже и разслабленнаго воздвигл еси древле, да зову Ти спасаем: Щедрый, слава, Христе, державе Твоей. (Кондак триоди.)

Аминь!

Comment (1)

  • Вика Reply

    Спасибо отцу Сергию за проповедь. Главная мысль перекликается с тем, что Владыка Марк говорил в один из своих приездов в Зальцбург – мы сами решаем, впускать или не впускать грех в свои сердца, и в наших силах противостоять ему.
    Удивительно, насколько живо и актуально звучат сейчас слова Евангелия о болезнях и исцелениях. Действительно, Бог мой – прибежище мое и защита моя…

    13.05.2020 at 12:48

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *