Слово священника Сергия Туйгина в Неделю сыропустную. Воспоминание Адамова изгнания. Прощенное воскресенье.
Перед началом Святой Четыредесятницы Церковь вспоминает древнейшее событие человеческой истории, печальное и страшное, — катастрофу, превосходящую все известные человечеству бедствия: и общественные, и стихийные природные. Эта катастрофа — падение наших прародителей Адама и Евы и изгнание их из рая.
Для чего мы вспоминаем это событие? Для того, чтобы покаянием и постом вернуть себе райское блаженство. Все мы уже с рождения несем на себе печать греха, и даже после Крещения — отчасти по нашему нерадению, отчасти по злобе и зависти бесовской — должны вести борьбу с грехом для того, чтобы вернуть утерянный и, к несчастью, забытый нами рай.
Наши прародители, первобытные люди — не в том смысле, который подразумевается под этим словом в учебниках биологии, а «бывшие исперва» (см. 2 Пет. 3, 5), то есть изначала, — Адам и Ева согрешили, преступив заповедь Божию о посте. Запрещение вкушать с древа познания добра и зла было своего рода постом, потому что постом называется ограничение в пище. Не раскаявшиеся в своем грехе перед Богом, наши прародители были изгнаны из рая.
Святая Церковь предлагает нам поучение Господа Иисуса Христа, которое может настроить нас на правильное проведение Великого поста. Господь наш Иисус Христос говорит: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6; ст. 14-15).
В течение поста мы должны, во-первых, позаботиться о том, чтобы принести покаяние, во-вторых, понять, что истинное покаяние и прощение Богом наших грехов возможны только в том случае, если мы будем прощать тем, кто виноват по отношению к нам. Мы виноваты перед Богом, но Он прощает нам грехи, а потому и мы должны простить нашим обидчикам все, в чем бы их вина перед нами ни состояла. Только тогда, когда мы будем каяться и прощать других грешников, наш пост будет угоден Господу и приобретет смысл. Без покаяния, в особенности без покаянной молитвы, пост будет лишь ограничением в пище, чем-то вроде диеты, а отнюдь не духовным занятием.
«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (ст. 16). Лицемеры соблюдают пост ради человеческой славы: они напускают на себя унылый вид, и, видя их изможденные, печальные лица, неопытные христиане начинают прославлять таких людей за их как будто бы строгий пост. Христиане должны поступать наоборот и по возможности скрывать свой пост. Если он становится виден для других против нашей воли, например, станет заметно, что мы похудели или наше лицо осунулось и мы стали более строги и серьезны, — это уже не наша вина. Мы стараемся по возможности свой подвиг утаить, но если против нашей воли что-то проникает наружу, за это мы не ответим.
Спаситель говорит о том, что мы должны не напускать на себя печаль, а выглядеть обыкновенно, и даже радостно и приветливо. Нужно сказать, что приветливое отношение к людям, радостное настроение — это признак присутствия в душе человека благодати. Кто искренне кается, в том начинает действовать Божественная благодать и сразу вслед за печалью возникает тихая, ровная, спокойная, неземная радость. Она поневоле будет видна на лице человека и в его поступках. Под словами «помажь голову» и «умой лице» как раз и подразумевается проявление этой блаженной, благодатной радости, которая является естественным и даже обязательным следствием истинного покаяния. Недаром великий древний подвижник и учитель преподобный Иоанн Лествичник называет покаянный плач радостотворным, то есть творящим радость.
«А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (ст. 17-18). Мы не должны стараться показать, что постимся, хотя невозможно и совершенно это утаить. Если кто-то постится помимо обязательных постов: Великого, Успенского, Петрова и Филиппова, он, конечно, должен утаивать свой подвиг, но общепринятые посты утаить невозможно, разве что несколько скрыть степень их строгости. Главное, чтобы мы делали это не напоказ, не для людей, а для своей души. Мы обязаны совершать добродетели, и скрыть их часто невозможно. Святой праведный Иоанн Кронштадтский как-то спросил у игумений Таисии, подвижницы святой жизни: «Что, по-твоему, значит давать милостыню втайне?» Она ответила: «Чтобы никто не знал». «Нет, — возразил отец Иоанн, — это значит творить ее нетщеславно, потому что если мы и утаимся от других людей, то не утаимся от самих себя, а надымаясь гордостью и высоким о себе мнением в душе, получим самый страшный вред из возможного».
«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (ст. 19-20). Эти слова не означают, что где-то на небесах нам копится некая награда. Собирать себе сокровища на небе — это значит искать Божественную благодать, желать только небесного, иметь корысть, если можно так выразиться, только к духовному. Действительно, можно так сказать, что мы копим сокровища и имеем корысть. Но какую? Эта корысть заключается, прежде всего, в том, чтобы получить вечную жизнь, прощение грехов, стяжать благодать, милость Божию, близость к Богу, приобрести евангельские добродетели. Все это называется «собирать себе сокровища на небесах». Под молью, ржавчиной и ворами подразумеваются наши грехи, в особенности тщеславие и гордость, которые, подобно ворам, расхищают все доброе, душеполезное, что нам удалось стяжать, накопить. Если мы совершали добродетели ради людей, тогда все нами собранное расхищается, и в конечном счете мы остаемся пустыми.
«Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (ст. 21). Действительно, если мы все делаем ради Бога, спасения души, евангельской чистоты, то с Богом будет и наше сердце и мы будем думать только о небесном, вечном, совершенно пренебрегая человеческим мнением. К сожалению, в наше время грех часто почитается добром, а добро — злом, поэтому, совершая добродетели ради людей, а не ради Бога, может случиться, мы будем стараться выглядеть перед людьми добродетельными даже ценою лицемерия или греха. Таким образом, наше сердце будет на земле, с людьми, и оно будет непостоянно, ибо один человек одобряет одно, другой — другое, один хвалит сегодня это, а завтра — то. Мы никогда не найдем постоянства и, желая угождать всем, на самом деле не угодим никому и подвергнемся осуждению как от Бога, так и от людей, которым хотели польстить и перед которыми лицемерили.
Итак, будем собирать себе сокровища на небе, то есть будем думать только о небесном, и тогда там окажется наше сердце. Бог, Который, по словам апостола Павла, «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8), даст нам силы и возможность постоянно копить это духовное богатство, будет непрестанно утешать нас Своей благодатью и сделает нас достойными имени христиан.
Святая Церковь устроила все для того, чтобы мы готовились к вечности: для этого установлены посты, христианские праздники. Мы часто смотрим на все это как на что-то обычное, свидетельствующее о привычном ходе вещей. Нам кажется: что тут такого, все как всегда — день сменяет день, за годом идет год?.. По своей ограниченности, по немощи ума мы недопонимаем, что происходит. Каждый пост, и в особенности Великий, покаянием готовит нас к вечности. Если же мы постом пренебрегаем, проводим его нерадиво, неразумно, с тщеславием, а не со смирением — тогда мы от Бога удаляемся. Из года в год мы думаем, как бы поскорее пост кончился и мы бы радостно отпраздновали Пасху, — и забываем, что речь вдет не о воздержании от скоромной пищи и приятной встрече Пасхи, а о нашем спасении или погибели. Поэтому давайте отнесемся к посту ревностно, правильно, будем поститься по-евангельски. Вспомним наших прародителей, которые из-за пренебрежения легчайшей заповедью лишились райского блаженства. Не будем пренебрегать такими простыми и легко исполнимыми делами, как воздержание от пищи и усиленная молитва о прощении грехов (что само по себе, даже без награды, радостно и приятно), не будем лишать себя надежды на вечную жизнь. Не будем уподобляться нашим прародителям в их грехе нерадения, которое привело к такому страшному исходу, но станем подражать им же, Адаму и Еве, в том покаянии, которое они имели после изгнания из рая, ибо плач стал всегдашним их спутником. Церковное предание говорит, что первый хлеб Адам приготовил, смешивая истираемые камнями зерна пшеницы со слезами. Подобно кающемуся праотцу Адаму мы тоже должны вкушать свою постную пищу, смешивая ее со слезами или, по крайней мере, с сокрушением сердечным. Тогда Господь наш Иисус Христос действительно подаст нам свою благодать и мы сподобимся чистым сердцем с верой встретить великий христианский праздник — Воскресение Христово, которое само по себе является величайшим свидетельством истинности учения Господа нашего Иисуса Христа.
Добавить комментарий