Слово священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского и Галицкого (+1918г.) в день Рождества Иоанна Предтечи
Добрый пример прежде всего назидает. То, что составляет нашу обязанность, что мы должны любить и что ненавидеть, к чему стремиться и чего избегать, что исполнять и чего отвращаться, ясна, конечно, можно выражать и словами. Можно хорошо писать и говорить о добродетели и честности, можно давать при этом благие советы и наставления — но все это остается мертвой буквой без духа и жизни, если не будет одушевлено примером. В иудейском народе было немало учителей добродетели и до Иоанна Крестителя, которые хорошо объясняли Закон Божий. Но как скудны были плоды всех этих учителей в сравнении с тем влиянием, которое производил Иоанн, этот обитатель пустыни? Весь народ потянулся к Иоанну, когда он выступил с своею строгой проповедью. Потрясенные ею, тысячи людей разрывали связь свою с грехом и приносили покаяние, даже воины пришли к нему и пожелали креститься в знак своего покаяния. Почему же для Иоанна стало возможным то, что не было возможно для тех учителей закона? — Потому что он и делом подтверждал то, о чем те говорили только языком, и собственным примерам показывал то, чего требовал от других. Да, совершенна справедливо, что путь воздействия на других посредством одного только слова труден и длинен, а путь наставления делом и примером, напротив, легок и короток. Многие неспособны воспринимать одно только словесное назидание. Они слушают слова, не соединяя с ними никакой мысли. Но совсем другое впечатление получается ими, когда словесное наставление сопровождается и примером. Не потому ли и христианство столь богато плодами добродетели, что Учредитель его первый показал на Себе пример, как Сам он засвидетельствовал: Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин. 13, 15).
Но добрый пример не назидает только, а и ободряет и воодушевляет к подражанию.
Если Захария при рождении своего сына Иоанна сказал, что он приготовит путь Господу (Лк. 1, 76), то это не была его тщетной надеждой и несбыточной мечтой. Успех, который имел в своем деле Иоанн, вполне оправдал эту надежду. Никогда Иисус не нашел бы такого приема, никогда Его учение не достигло бы такого быстрого и широкого распространения в народе, если бы Иоанн не вызвал в нем движения к Нему и не сделал сердца людей восприимчивыми для Него. Но чем произвел он такое действие? Не своей ли строгой, с благоговением совершаемой добродетелью сделал он это — добродетелью, которая воодушевляла и его последователей, сообщая им силу, ревность и мужество растрогать узы греха и подниматься на ту нравственную высоту, на которой видели они Иоанна? В самом деле, скажите мне вы, находящиеся еще в узах греха, не пробуждается ли у вас желание начать другую, лучшую жизнь в то время, когда пред вашими глазами выступает пример добродетели или когда вы некоторое время вращаетесь в обществе добродетельных людей? А вы, любящие добра, скажите, что пробудило в вас эту любовь, что воспламенило вашу ревность, что укрепило вас в борьбе против ада, что дало вам мужество возвратиться на путь добра в то время, когда под тяжестью искушений вы близки были к бездне погибели, когда приходили в отчаяние при встрече с разного рода трудностями и препятствиями? В большинстве случаев не были ли это примеры добрых, благочестивых родителей, начальников и воспитателей, благородных друзей, примеры добрых людей из различных времени стран? О, без сомнения, многие из тех, которые спасены сейчас, погибли бы от бури страстей своих, если бы иногда стыд, иногда любовь и благоговение к тому или другому благородному человеку не отвращали их от пути греха и порока, если бы добрый пример других не освещал им, как светлая путеводная звезда, пути ко спасению. Что, например, подвигло блаженного Августина, у которого внутренние движения благодати долгое время оставались без действия, отказаться наконец от своей прежней чувственной, греховной жизни и сделаться новым человеком? Его друг Симплициан рассказал однажды ему, с какой твердой решимостью ритор Викторин, бывший таким же как и он грешником, сделал раз и навсегда расчет с порочной своею жизнью и начал вести истинно христианский, исполненный добродетели образ жизни. Этот рассказ поразил Августина. Пример Викторина подействовал на него с такою силой, что он тотчас же решил неуклонно следовать ему. Прежде он думал, что для него нет возможности жить по строгому христианскому учению, но когда увидел он Викторина и вспомнил при этом некоторые другие примеры мужественных борцов и христианских подвижников, тогда воскликнул: «Почему же и я не могу сделать то же, что могли эти люди?» Таково значение доброго примера! Какой же следует отсюда урок?
Если же такова сила и таково значение доброго примера, то мы должны тщательно избегать всего, что может ослаблять его силу и мешать его действенности.
Добрый пример есть одно из главных средств, которое Бог употребляет для исправления человеческого рода. Он назидает, убеждает и воодушевляет к подражанию. Горе поэтому тому, кто препятствует этому намерению Бога, подрывая доверие и уважение к тем из людей, чрез примерную жизнь которых Бог хочет действовать на исправление нравственности других, который радуется, когда удается ему открывать в них какие-нибудь недостатки, чтобы очернить и опорочить их. Горе завистникам, которые унижают и бесславят лучших своих собратий потому только, что не могут достигать такой же, как они, высокой христианской жизни. Горе злоречивым и хульникам, которые оглашают каждую слабость добрых людей с тем, чтобы лишить их доброго имени и ослабить их авторитет. Горе злым клеветникам, которые всякий вымысел, всякую ложь пускают в ход, чтобы лишить доброго человека уважения и доверия, и когда добрые качества — благочестие и набожность его бывают слишком очевидны, то клеймят добродетельного именем ханжи и лицемера. Не говоря уже о том, что такое поведение противно главному закону христианства, как тяжко согрешают они против блага человеческого рода? Они ослабляют те дорогие силы, которые могли бы приносить так много добра и пользы; они разрывают пружины, которые приводят юные сердца в движение к добру. Сохрани нас Бог сделаться виновными в таком изменничестве общечеловеческому благу! Да будет же свят и нерушим для нас всякий добрый пример, а потому если бы в человеке, которого мы привыкли уважать за его примерную жизнь, и открылся какой-нибудь недостаток, не будем указывать на него, но употребим все старание к тому, чтобы сделать еще виднее его достоинство, дабы этот свет распространялся более и более и добродетель его более и более находила себе подражателей.
Но избегая всего, что может ослаблять силу и действенность доброго примера, мы должны еще стараться воодушевлять себя к подражанию ему.
Священное Писание не напрасно убеждает нас, когда говорит: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного (Мф. 5, 16). Какая возвышенная мысль, какая это светлая задача — пробуждать в других уважение и ревность к добру, воодушевлять их к спасительным намерениям и стремлениям, принимать участие в их благе и просвещении, направлять к тому, чтобы заблуждающиеся возвратились на путь истины, порочные исправились и стали снова на путь добродетели, а верные и благочестивые продолжали оставаться в своем состоянии! А эту благородную радость, эту высокую заслугу вы все можете иметь, братие, если поставите правилом для себя в вашем положении и во всех обстоятельствах жизни вашей быть тем, чем вы должны быть, и этим подавать другим добрый пример. В особенности вы, пастыри, начальники и начальницы, вы, родители, учители и воспитатели, имеющие своим призванием руководить других и приводить к истине и добру, о, не забывайте ни на минуту, что примером вы несравненно сильнее можете действовать, чем словесным учением. Примите к сердцу слова блаженного Августина: «Христианин должен жить так, чтобы своим примером просвещать других, а своими делами и поступками оправдывать и подкреплять свои слова». Какая будет польза от всех речей, наставлений и проповедей ваших, если они не будут согласоваться с образом вашей жизни, если вы сами не будете делать того, о чем проповедуете? Если вы говорите вашим детям о красоте и необходимости добродетели, то каким образом ваши, хотя бы и благонамеренные слова проникнут в сердца их, если ваш образ действий, ваша жизнь доказывает, что вы и сами недостаточно глубоко проникнуты сознанием ее высокого достоинства? В праве ли отец рассчитывать на то, что он сына своего воспитает деятельным, прилежным, порядочным человеком, если он сам небрежно относится к обязанностям своего служения и предается лености и беспечности? Каким образом мать может ожидать от своей дочери, что она будет серьезной хозяйкой и строгой христианкой, если она сама помешана на нарядах, мишуре и суетных развлечениях? Каким образом родители и воспитатели своими внушениями и наставлениями могут приготовить восприимчивую почву для нежного растения набожности и богобоязненности в сердцах своих детей и питомцев, если они своими действиями и поступками обнаруживают, что они сами не имеют и не любят этих качеств, если сами не проявляют ни веры в учение Иисуса Христа, ни уважения к Церкви и ее Таинствам? Ах, глаз детей в этом отношении видит гораздо острее и дальше, чем как эта нам кажется. И всякие наставления, замечании и увещания, не подкрепленные примером, остаются по меньшей мере бесполезными. Они бывают в этом случае не чем иным, как медью звенящею или кимвалом звучащим (1 Кор. 13, 1). Не словами Спаситель пробудил в учениках Своих желание молиться, но примером, именно: когда ученики Его столь часто замечали, как их Божественный Учитель после утомительного, напряженного вседневного труда не давал Себе покоя и вечером, посвящал молитве даже и часть ночи, когда наблюли они, какой тогда покой отражался на лице Его и с какою охотою и живостью на следующее утро Он принимался за тяжелый труд Свой, — тогда они научились ценить высокое достоинство молитвы, тогда они подступили к Нему с просьбою: Господи! научи нас молиться (Лк. 11, 1). Аминь.
1911 г.
Добавить комментарий