Слово схи-архимандрита Авраама (Рейдмана) в неделю пред Просвещением
Об истинной любви Иоанна Крестителя к людям
(Евангелие от Марка, 1 зачало, глава I, стихи 1-8)
Приближается праздник Крещения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Сегодняшнее евангельское чтение, подготавливая нас к этому, рассказывает о событиях, предшествовавших Крещению Господню. «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мк. 1, 1–3). Здесь приведено пророчество двух древних пророков — Малахии и Исаии, и под Ангелом Божиим, который посылается пред лицом Мессии, Христа, подразумевается
«Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Мк. 1, 4). Он обличил и вразумил тех людей, которые по грехам своим, по немощи и нерадению уклонились от пути Божия, от исполнения заповедей и закона Моисеева, но в душе своей сохранили искреннюю веру. Через крещение в реке Иордан он заставил их вернуться к прежней благочестивой жизни и таким образом подготовил их к слышанию слова Божия, очистил их совесть, сделал ее чуткой к проповеди Господа Иисуса Христа. Иоанн Креститель совершал свой подвиг проповеди крещения вдали от городов и избегал людных мест, но люди шли к нему, оставляя города. Сам образ жизни Крестителя, его подвижничество, пост, внешний вид и даже происхождение его (ибо он был из первосвященнического рода) — все привлекало к нему людей. Проповедь его была прямой, безыскусной, неподкупной и искренней. Он проповедовал самой своей необыкновенной жизнью. К нему приходили как бедные, так и богатые, люди, занимавшие высокое положение в обществе. Приходили даже книжники и фарисеи, считавшиеся праведниками, но в душе чувствовавшие свою греховность и сознававшие, что они так же, как и люди невежественные в законе, погрешили против Бога, против совести.
Иоанн Предтеча крестил в реке Иордан, и место, где крестился Господь наш Иисус Христос, показывают и сейчас. Погружение в воду символизировало призыв к покаянию, гибель человека для греха и восстание для новой жизни, возвращение от жизни нечестивой к благочестивой. Такое символическое и подготовительное крещение было, конечно, установлено от Бога, но все-таки в нем было больше человеческого, чем Божественного. Оно являлось как бы тем порогом, который человек переступает, возвращаясь к жизни добродетельной. Но благодать, совершенно очищающая человека от греха, делающая его способным жить не только по несовершенному закону Моисееву, но и по тончайшим велениям совести, явилась в мир только с Господом Иисусом Христом после того, как Святой Дух сошел на апостолов и на всех учеников Христовых. Крещение Иоанна не было троекратным, как крещение христианское, которое совершается во имя Пресвятой Троицы, — это было единократное погружение.
«И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мк. 1, 5). Крещение Иоанново, скорее, напоминало нашу сегодняшнюю исповедь. Люди, исповедуя свои грехи против законоположения Моисеева, погружались в воду и выходили из нее с полной решимостью жить по-новому.
«Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед» (Мк. 1, 6). Самый внешний облик Иоанна Крестителя говорил о его необыкновенно строгой жизни. Я думаю, что он подвергал себя ограничениям гораздо более жестоким, чем самые строгие подвижники христианского времени, ибо он был родоначальником подвижничества, можно сказать, образцом монашества. «И ел акриды и дикий мед». Пища эта была самая грубая. По одному толкованию, акриды — это колосья диких злаков, растущих в пустыне; по другому, более раннему, это саранча. Конечно же, человек едва ли будет есть насекомых и горький дикий мед, если не испытывает сильнейшего голода. Это пища, которой невозможно много съесть, но именно ее избрал себе Иоанн Креститель.
«И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его» (Мк. 1, 7). Иоанн Креститель, в отличие от многих людей, не искал своей собственной славы, но прославлял Того, ради Которого пришел, — Господа Иисуса Христа. В этом была и пророческая проповедь, и необыкновенное смирение. Все люди смотрели на Иоанна, как на некое непостижимое чудо, как на совершенно необыкновенного во всех отношениях человека: постника, пустынника, беспристрастного обличителя равно и бедных, и богатых, и власть имущих. Он даже посмел, как мы знаем из евангельского повествования, обличить самого царя Ирода, за что и был казнен (см. Мф. 14, 3–12; Мк. 6, 17–29; Лк. 3, 19–20). И этот человек говорит: «Не прославляйте меня, потому что я никто, за мной грядет настолько Сильнейший меня, что я не достоин даже развязать ремень обуви Его».
«Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1, 8). Здесь Иоанн открывает тайну будущего крещения. «Я крещу вас только образно, — как бы говорит он, — символически, помогаю вам найти рубеж, после которого вы можете начать новую жизнь». Это похоже на то, как мы сейчас говорим: «Все, с завтрашнего дня я этого делать не буду». Зная человеческую немощь, Господь установил такой обряд крещения Иоаннова, чтобы оно служило внешним знаком того, что человек, живший в грехах, ныне омылся и будет жить по-новому. Но Господь Иисус Христос «будет крестить вас Духом Святым». Это не значит, как об этом превратно думают сектанты, что при Таинстве Крещения не должна употребляться вода, а крещаемый должен сподобиться лишь наития Святого Духа. Это прелесть. Православные не разделяют крещения водой и крещения Духом, но исповедуют, что во время внешнего обрядового действия — троекратного погружения человека в воду — на него сходит Дух Святой. А если мы этого внешнего условия не исполним, то есть не примем от православного священника крещения во имя Пресвятой Троицы, то Дух Святой на нас не сойдет. По учению святых отцов, после того как человек третий раз поднимается из воды, Дух Святой очищает его не только от личных грехов, но и от первородного греха, который все мы унаследовали от наших прародителей и с которым мы рождаемся — это наклонность ко греху, удобопреклонность человека к совершению зла. Крещение во имя Пресвятой Троицы, установленное Господом Иисусом Христом, чистым во всех отношениях сохранилось ныне только в Православной Церкви. Мы вспоминаем крещение Иоанна Крестителя сегодня и готовимся к воспоминанию Крещения Господа Иисуса Христа также и для того, чтобы глубже понять значение этого Таинства.
В древности был обычай крестить христиан в канун Крещения. К сожалению, сейчас он не действует (хотя не отменен), может быть, по нерадению нашему: и мирян, и в особенности священнослужителей
Тайна Пресвятой Троицы в наибольшей степени была открыта величайшему из пророков, святому Иоанну Крестителю, который таким образом достиг высшей степени богопознания. Еще до проповеди апостольской, откровенно учившей о Божественных тайнах, о тайне бытия Божия, Иоанн Креститель познал эту истину. Это было для него величайшим утешением и исполнением его упования, и потому он без страха, с еще большим мужеством, обличал всех заблуждающихся людей. Не потому, что он их ненавидел и презирал, даже самого царя Ирода, но потому, что он пламенел необыкновенной любовью к ближним, настолько сильной, что он не боялся людских обид и негодования. Зная, что ждет людей в будущей жизни, если они не покаются, он дерзал говорить им в глаза об их грехах — ради того, чтобы они устрашились, чтобы опомнились и покаялись прежде отшествия из этого мира.
Поэтому пусть Иоанн Креститель не кажется нам жестоким человеком, который как будто бы грубо относился к людям. Не будем противопоставлять его как жестокого обличителя любвеобильному Господу Иисусу Христу. Любовь выражается по-разному. Иногда в виде снисхождения, а иногда — в виде обличения. Истинная любовь думает не о том, чтобы завоевать хорошее отношение, но о том, чтобы принести пользу любимому. Иоанн любил весь израильский народ и всех людей, которые к нему притекали. Вот каков смысл обличительной проповеди Иоанна Крестителя.
Мы должны помнить, чего мы сподобились в Таинстве Крещения. Мы должны помнить, что прежде отшествия нашего из жизни нужно совершить покаяние, ибо вся жизнь христианина, в монастыре или в миру, аскетическая или семейная, является покаянием. Чем больше мы будем стараться об этом забыть и не думать, тем страшнее, тем неожиданнее будет для нас переход из временной жизни в вечную. Поэтому будем готовиться к вечности заранее, не станем думать, что если нам сейчас двадцать, тридцать, сорок лет, то у нас впереди много времени. Годы пронесутся, как мгновение. Вчера мы хотели чего-то достичь — сегодня то, чего мы достигли, кажется ничтожным и ненужным. И мы стремимся к новым призракам, к новым миражам, а достигнув их, опять увидим, что в них нет ничего. Потому не будем обманывать самих себя, не будем терять времени. Как говорят святые отцы, если мы потеряем деньги или имущество, мы, может быть, еще отыщем его, но если мы потеряем время, то больше никогда не найдем ни одной минуты из нашей короткой, почти мгновенной жизни.
17 января 1999 года
Добавить комментарий