Толкование архиепископа Никанора (Каменского), Казанского и Свияжского (+1908г.) на апостольское чтение в день Благовещения Пресвятой Богородицы

 

Епископ Никанор (Каменский)        (Евреем 2, 11-18). 

Глава 2, ст. 11. Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Едино­го; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря:

  1. возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя. (ср. Пс. 21, 23)
  2. И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, ко­торых дал Мне Бог. (ср. Ис. 8, 17-18)

 

Единство природы Христа Спаси­теля со смертной природой людей и вытекающее отсюда братство, в осо­бенности же то отеческое попечение, которое возложил на Него Бог Отец, должны были сделать Его не только страдальцем в этой (земной) жизни, но и свести во гроб, чтобы там Он со­крушил виновника смерти (диавола) и всех ужасав ее, из-за которых раболепствует греху человек, долженст­вующий по подобию Божию жить в правде, святости и бессмертии, что и даруется ему через освящение его Христом и спасение, устрояемое Им. Все эти мысли апостол высказывает словами богодухновенного псалмопев­ца и пророка, чем делает их наиболее восприемлемыми для евреев, читав­ших Священное Писание (см. Ин. 5, 39). По объяснению святого Иоанна Зла­тоуста, «апостол опять соединяет их (читателей) со Христом, воздавая им честь, утешая и называя их братья­ми Христовыми, потому что все — от Единого (Евр. 2, 11; ср. 1 Кор. 8, 6), но вместе с тем определяет слова свои и показывает, что он говорит о Хрис­те по плоти, выражаясь так: святяй и освящаемии. Он освящает, а мы освя­щаемся. И выше Он назван Начальни­ком спасения. Видишь, как апостол опять показывает Его превосходство? Ибо выражением не стыдится он показывает, что все это зависит не от сущности предмета, но от милосердия и великого смиренномудрия Того, Кто не стыдится. Хотя все от Едино­го, но Он освящает, а мы освящаемся. Великое различие! Он — от Отца, как Сын истинный, т.е. из сущности Его, а мы — как твари, т.е. из ничего: следо­вательно, между Им и нами великое различие. Поэтому апостол говорит: не стыдится братию нарицати… Приняв плоть, Он принял и братство; вместе с плотыо произошло и братство. И следующие слова: се Аз и дети —сказаны не напрасно. В них Он на­зывает Себя Отцом. Здесь опять вы­ражается превосходства Его». «Останавливаясь на свидетельстве о детях, апостол слагает слово о спаси­тельности страданий». «Так Господь в Священном Евангелии сказал боже­ственным апостолам: Дети! недолго уже быть Мне с вами (Ин. 13, 33; ср. Лк. 24, 41). Ради спасения человеков не стыдится употреблять и унизительные для собственного Его достоинст­ва слова: Аз буду… Этим показывает, чтобы и мы надеялись на Бога».

 

  1. А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смер­тью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диа­вола,
  2. н избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержны раб­ству.

 

Постепенно раскрывая необходи­мость страданий Иисуса Христа для нашего спасения, апостол прежде всего показывает необходимость тех страданий, которые обусловливались явлением Его во плоти, бывшим поло­жительно необходимым, в видах по­беды над диаволом в той же немощ­ной плоти и той же горячей крови, живя под воздействием которых, лю­ди согрешали постоянна и через это подвергались рабству грехам и смертной ответственности за них перед Богом, предавшим нераскаянных грешников в руки мучителя-диавола (см. Ин. 8, 44; 1 Кор. 5, 5).

Святой Иоанн Златоуст говорит: «Апостол не сказал только: и Той при­общися техже — и не остановился на этом, но выразил еще больше, присо­вокупил: приискренне. Не привидени­ем, говорит, и не призраком Он явил­ся, но истинно; иначе не должно быть выражения: приискренне. Показав братство Его с нами, апостол далее приводит и причину такого домо­строительства: до смертию, говорит, упразднит имущаго державу смерти, сиречь диавола. Здесь он выражает то удивительное, что чем диавол побеж­дал, тем и сам побежден, и каким ору­дием он был силен против вселенной, тем и его самого поразил Христос, также означает и великую силу Побе­дившего. Видишь, какое благо про­извела смерть Его? И избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Для чего же вы страшитесь упраздненной смерти? Притом он внушает, что не только смерть упразднена, но через нее поражен и тот, кто постоянно восста­ет и ведет против нас непримиримую войну, т.е. диавол; ибо кто не боится смерти, тот находится вне власти диа­вола. Все маловажна для того, кто не дорожит даже собственной душой, по­добно блаженному Павлу (см. Деян. 20, 24). Поэтому не скорбите и не говори­те: для чего мы терпим то-то и то-то? Ибо таким образом приобретается славнейшая победа, и она не была бы славной, если бы Христос не разрушил смертью смерть. Будем стоять муже­ственно, посмеиваясь над смертью».

Держава смерти есть грех как укрепляющий и поддерживающий силу смерти. А так как в диаволе грех и он есть причина греха, то и сказано, что он обладает державою смерти. А смерть Спасителя сокрушила вла­дычества диавола, т.е. тем же, чем диавол сокрушал людей.

По объяснению святого Исидора Пелусиота, «Христос, определив бес­смертие души и указав на суд, всех освободил от такой мысли (что душа есть искра, по угашении которой тело будет пепел — Прем. 2, 29), справедли­вее же сказать, от этой работы, потому что, содержа в уме Божий суд и как к цели устремляя к нему око, люди не осмелятся делать ничего худого. Ибо помышляющие о нелицеприятном суде после здешней кончины охотно идут путем, ведущим к добродете­ли, окрыляемые надеждой получить венцы, и избегают греха из страха будущих наказаний».

 

  1. Ибо не Ангелов воспри­емлет Он, но восприемлет се­мя Авраамово.
  2. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивле­ния за грехи народа.
  3. Ибо, как Сам Он претер­пел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.

 

Все более и более раскрывая вели­кое служение Христа роду человече­скому, апостол указывает теперь на Него как на Первосвященника, принесшего Себя в жертву за грехи лю­дей. Совершенно уподобившись людям во всем существе их, приняв на Себя вместе с плотью от семени Авраамова все тяготы людские, Он все претерпел, все испытал, чтобы быть близким сердцу каждого страдальца, ищущего небесной помощи, и чтобы знать по опыту человеческой природы и силу многоразличных искушений, и не­мощь естества, и необходимость ми­лости и снисхождения не только по Божественной любви и всепрощению, но и по братскому участию, и как Пред­стоятель (Первосвященник) перед Богом Отцом, от лица людей ходатай­ствующий за них.

По объяснению святого Иоанна Златоуста, «Павел (раньше) много го­ворил о величии и высшей славе Хри­ста, поэтому он теперь ведет речь о домостроительстве Ею. И посмотри, с какой мудростью и силою доказыва­ет, с каким великим тщанием Он вос­хотел уподобиться нам! Это знак ве­ликого Его попечения о нас. Сказав выше: А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, апостол и здесь говорит: по всему подобитися братии, то есть как бы так говорит: Тот, Кто так велик, Кто есть сияние славы Божией и образ су­щества Его, Кто сотворил веки и си­дит одесную Отца, Тот восхитил и потщился сделаться нашим братом во всем, а для того оставил Ангелов и горние Силы, низшел к нам и принял нашу плоть. И смотри, сколько Он доставил нам благ! И не только удос­тоил нас братства, но и других бес­численных благодеяний; ибо Он вос­хотел быть нашим Первосвященником перед Отцом Небесным. Он принял плоть нашу единственно по человеко­любию, чтобы помиловать нас. Что зна­чит: верен? Истинный Сильный, ибо один только Сын есть верный Перво­священник, Который может избавить от грехов тех, для которых Он есть Первосвященник. Поэтому дабы при­нести жертву, которая могла бы очи­стить нас, Он сделался человеком. Не было никого, кто бы принес за нас жертву. Он видел нас в таком поло­жении и умилосердился, сделавшись Сам Первосвященником. В нем же бо пострада… Христос, придя, самим де­лом испытал то, что мы терпим; теперь Он не непознает страданий наших; ибо знает не только как Бог, но и как человек. Он пострадал, потому и нам может сострадать. Бог бесстрастен, но здесь апостол говорит о воплощении, как бы так сказал: сама плоть Христова претерпела много страданий, поэтому Он с великой готовностью подает руку помощи».

Достойно замечания, что в упоми­нании Авраама, как бы особенного избранника Божественного, все тол­ковники видят угождение евреям. «Этим он и воздает честь патриарху, —говорит святой Иоанн Златоуст, — и по­казывает, что значит семя Авраамово, ибо напоминает им об обетовании, данном Аврааму: всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему (Быт. 13, 15), — намекая несколь­ко и на близость (их к Нему) в том, что все они произошли от одного». Так тонко и в то же время веско бого­духновенный апостол ведет дело хри­стианского увещания евреем, пользу­ясь всем тем дорогим для них, чем они жили духовно. Нежно, отечески он обходит пламенные мечты евреев, но премудро возводит эти священные чая­ния к их высшему, небесному осуще­ствлению, о котором возрадовался бы и сам Авраам, и действительно возра­довался, но только уже в небесных обителях, как открыл это Сам Иисус Христос (см. Ин. 8, 56).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *