Толкование протоиерея Александра Свирелина (+1906г.) на Евангелие в неделю 17-ю по Пятидесятнице 

 

(Мф. 15, 21-28)

Содержание: Излагаются обстоятельства исцеления бесноватой дочери хананеянки в странах Тирских и Сидонских.

ИЗЪЯСНЕНИЕ

От Матфея Гл. 15, Ст. 21-22. Иисус пришел в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: Помилуй меня, Господи, сын Дави­дов, дочь моя жестоко беснуется.

Тир и Сидон были два города, лежавшие на грани­цах Галилеи, недалеко от Средиземного моря. Жили в них язычники хананеи, или, что то же, финикияне, ко­торые смешивались с туземцами и имели общение с иудеями.

Женщина, обратившаяся к Иисусу Христу с прось­бою об исцелении своей дочери, была из числа тех жи­телей. Встречаясь с иудеями, она слышала о чудесах Иисуса Христа (Мф. 4, 24) и Его милосердии к грешникам и веровала в Него, как в Мессию, потомка Да­вида и взывала: «Помилуй меня, Господи, сын Дави­дов! Дочь моя одержима бесом и страдает от него же­стоко. Я измучилась, смотря на ее страдания, — избавь ее от них».

Ст. 23. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: Отпустити ее, потому что кричит за нами.

Господь, желая испытать веру жены хананеянки и, вместе с тем, показать ученикам Своим силу твердой и усердной молитвы, на прошение жены не отвечал ни слава. Жена, между тем, не переставала просить и вопияла о помощи в след Господу и ученикам Его. Наску­чив ее криками, ученики обратились к Господу и гово­рили Ему: «отпусти ее!», — т. е. или помоги ей, или от­кажи; пусть перестанет кричать.

Ст. 24. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома израилева.

Господь объясняет ученикам, что Он послан к из­раильтянам, а не к язычникам, к коим принадлежит и эта женщина. Овцами погибшими Он назвал иудеев в том смысле, что они шли по ложному, неспасительно­му пути жизни от порочности и небрежности своих пастырей и учителей — от книжников и фарисеев. Что Господь послан ко овцам погибшим дома израилева — это не то значит, что Он послан для спасения их од­них, — он пришел спасти весь род человеческий и есть Агнец Божий, вземляй грехи всего мира, — но иудеям он был обещан, — их Господь избрал Себе в Свой особенный народ, — от них Он произошел по плоти, к ним прежде всех пришел с проповедью бла­говестия, среди их начал творить дела милости и чудеса, — это и значит, что Он послан только к овцам по­гибшим дома израилева.

Ст. 25. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! Помоги мне.

По сказанию евангелиста Марка (7, 24-25), Гос­подь, после отказа жене, вошел в некоторый дом, что­бы укрыться от людей. Хананеянка нашла Его и здесь, упала к ногам Его и умоляла о помощи.

Ст. 26. Он же сказал в ответ: Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.

На вторичную просьбу хананеянки, Господь объяс­няет ей, почему Он не внемлет ее просьбе, почти так же, как объяснил и ученикам Своим. Чадами Он назы­вает иудеев, ибо они суть чада Божии по преимуществу (Рим. 9, 4), а псами, применяясь к понятиям иудеев, назвал язычников, так как они без Божественного откровения вели жизнь нечистую, предаваясь грубым по­рокам. Под хлебом Он разумел Свое евангельское, но­возаветное учение и чудеса, творимые Им для оказания милости страждущему человечеству. Смысл стиха следующий: «Нехорошо, несправедливо оказать чудесную по­мощь язычнице, которая столь же мало стоить ее, как пес хлеба, когда дети Мои иудеи еще голодны». Ответ этот, по внешнему выражению довольно суровый, не означает презрения Господа к язычникам, но давал ха­нанеянке случай высказать самое глубокое смирение и самую высокую веру в Него.

Ст. 27. Она сказала: Так, Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.

Действительно, и суровый на вид ответ Господа не оттолкнул хананеянку от Него. Она с новым дерзнове­нием сказала Ему: «Так, Господи, я недостойна тех ве­ликих милостей, какие Ты оказываешь иудеям; но Ты, Милосердый, так обилен благами, что можешь оказать милость и последнему из людей. Пусть иудеи пользуют­ся всем богатством любви Твоей; но и мне из бездны Твоих щедрот удели едину крупицу милостей Твоих, да­руй только исцеление моей страдающей дочери».

Ст. 28. Тогда Иисус сказал ей в ответ: О, женщи­на! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию тво­ему. И исцелилась дочь ее в тот час.

Вера хананеянки прошла все тягости искушения и оказалась чистою и твердою. И Господь прославил ве­ру ее и исполнил прошение ее. «О, женщина! — ска­зал Он вслух учеников. — Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему». И исцелилась дочь ее в тот же час.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *