Напоминания — бодренно и мужественно стоя в вере, пребывать во взаимной любви, повинуясь предстоятелям и отдавая должную честь служащим и труждающимся в деле Божием.
(1 Кор. 16, 13-18)
Ст. 13-14. Бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся. Вся вам любовию да бывают.
Что напоминает? — Бодренность, стойкость в вере, мужество, крепость и взаимную любовь. Можно прибавить: яко сие всяк христианин. Бодрствующий смотрит во все стороны и сторожит, чтоб не напал начаянно враг. Когда враг подходит и хочет сбить бодрствующего с позиции, он стоит на своем месте, не поддаваясь. Позиция христиан — вера, во всеобъемлющем ее значении. Враг усиливает нападения; ему противостоят мужественно; в мужестве же крепятся. Чем? — Взаимною любовию. Все составляют одно тело, плотно скрепленное. В немногих словах Апостол сказал им и напомнил очень многое. «По видимому он предлагает увещание, а между тем укоряет их за беспечность, и потому говорит им: «бодрствуйте», как спящим, «стойте», как колеблющимся, «мужайтеся, утверждайтеся», как малодушным, «вся вам любовию да бывают», как не имеющим взаимного согласия. Одно направлено против обольстителей, именно: «бодрствуйте, стойте»; другое — против оскорбителей, именно: «мужайтеся»; третье — против возбуждающих несогласия и распри, именно: «вся вам любовию да бывают», которая есть союз совершенства, корень и источник благ. Что же значит: «вся любовию да бывают»? Обличает ли кто, начальствует ли кто или служит, учит ли кто или учится, все должно быть с любовию, ибо и все упомянутое зло (у коринфян) произошло от пренебрежения любви. Если бы любовь не была пренебрегаема, то они не гордились бы и не говорили: «аз убо Павлов, аз же Аполлосов» (1 Кор. 1, 12); если б она была между ними, то они не судились бы у внешних (язычников), или, лучше, не судились бы вовсе; если бы она была между ними, то блудник не жил бы с женою своего отца, то они не презирали бы немощных братий, не имели бы разделений, не тщеславились бы духовными дарованиями. Посему-то и говорит им Апостол: «вся вам любовию да бывают» (святой Златоуст).
Ст. 15. Молю же вы, братие; весте дом Стефанинов, яко есть начаток Ахаии, и в служение святым учиниша себе. «Еще в начале послания он упомянул об этом, когда сказал: «крестих же и Стефанинов дом» (1 Кор. 1, 16), и теперь называет его начатком не только Коринфа, но и всей Греции. Немаловажная честь первыми приступить ко Христу. Но Апостол не то только сказал, что они первые уверовали, но что были начатком, выражая, что вместе с верою они показали и прекрасную жизнь, как ее плод, и оказались достойными во всех отношениях. Подлинно, начаток должен быть лучше всех прочих, которых он есть начаток, что Павел действительно и засвидетельствовал об них таким выражением. Ибо они, как я сказал, не только искренно уверовали, но и на деле показали великое благочестие, высокую добродетель и ревность в делах милосердия. И не только этим он доказывает, что они достойны чести, но и тем, что весь дом был исполнен благочестия. А как они были ревностны в добрых делах, это Апостол показывает в дальнейших словах: «в служение святым учиниша себе». Слышите ли, какую он воздает похвалу их страннолюбию? Не сказал: служат, но: «учиниша себе в служение», — такую жизнь они избрали себе навсегда, об этом заботятся постоянно» (святой Златоуст).
Ст. 16. Да и вы повинуйтеся таковым, и всякому споспешествующу и труждающуся.
Течение речи такое: прошу вас, братие, — вы знаете, конечно, дом Стефанинов — такой и такой, так прошу вас, повинуйтеся таковым, и всякому…
«Повинуйтеся», — υποτασσησθε, — больше значит нежели почитайте. Повиновение, — υποταγη; — подчинение, покорность есть обязанность подчиненного к властному. Потому надобно полагать, что Стефанос был в числе предстоятелей Церкви. То, что Апостол обставляет его словами: «таковым — и всякому», — смешивая его в массе других достойных уважения лиц, зависело от того, что Стефанос был налицо и должен был представить послание коринфскому обществу. Надлежало его прикрыть. Святой Павел не оставил, конечно, коринфского общества без блюстителей. Кому же лучше он мог поручить его, как не такому, как Стефанос и подобные ему. Общество было большое: конечно, и блюститель не один. «Споспешествующими» называет святой Павел лица, пособствующие благоустройству и благосостоянию Церкви чем-либо другим, кроме предстоятельства; «труждающимися» — служащих в церкви и вне, — при крещении, проповеди, помогании бедным и больным. В другом месте он отличает труждающихся в слове. Не их ли он и здесь разумеет? Феодорит пишет: «Приказание дает, чтобы они и соизволяющие на подобное сему пользовались всякою честию». Святой Златоуст говорит вообще с той точки, что они «на служение святым учиниша себе». «Содействуйте им и денежными пожертвованиями, и телесным служением, имейте с ними общение, потому что и труд для них сделается легче, если они будут иметь сотрудников, и действия благотворительности будут простираться на большее число людей. Не просто сказал: содействуйте, но: «повинуйтеся» им, что бы они вам ни повелели, внушая самое строгое повиновение. Но дабы не показалось, будто он угождает им, присовокупляет: «и всякому споспешествующему и труждающемуся». Пусть, говорит, этот закон будет общим; я говорю не об них исключительно, но и всякий, подобный им, пусть получает то же. Посему, еще начиная говорить о них, он призывает во свидетели самих коринфян. Вы, говорит, сами знаете, как они трудятся, и не имеете нужды слышать об этом от нас».
Ст. 17. Возрадовахся же о пришествии Стефанинове и Фортунатове и Ахаикове, яко ваше лишение сии исполниша.
Добавить комментарий