Слово протоиерея Анатолия Правдолюбова (+1981г.) в день памяти святителя Николая, Мирликийского чудотворца
 

Буря недоумений смущает мне ум, как достойно вос­петь добрые дела Святителя и Чудотворца Николая, потому что никто не может их пересчитать, хотя бы и многие языки имел и говорить захотел.

Сего великого святого Матерь наша Церковь чтит наравне с Апостолами, даже в будни каждый четверг посвящает его памяти. Торжественно в назидание нам называет она его правилом веры, образом кротости, учителем воздержания. На нем исполнились слова Спасителя нашего: Верующий в Меня дела, которые Я творю, сотвoрит, и больше сих сотворит (Ин. 14, 12).

Сознаю свое бессилие изобразить величие дивно­го Угодника Божия, не могу пересчитать его чудеса и добродетели, многочисленные, как песчинки на морс­ком берегу или звезды на небесном своде. Расскажу вам, братие, ныне об одной лишь его добродетели, но непременно с тем, чтобы мы с вами решили стяжать ее, и тем подражать Святителю Христову Николаю.

Возьмем одну его добродетель — это его великое к ни­щим милосердие. Святитель Николай настолько просла­вился в этой добродетели, что народ стал звать его Николой Милостивым.

И действительно, настолько горело и горит его сер­дце состраданием к людям, что и все до одного бесчис­ленные чудеса его суть дела милосердия.

Напомню вам одно из этих деяний, а именно, с дет­ства многим из вас известно его доброе дело, — помощь дряхлому отцу трех дочерей. Какая прекрасная, и вмес­те высоко трогательная история!

Один старый, весьма бедный человек имел трех взрослых дочерей. И до того измучила его бедность, что он решился, в конце концов, отдать дочерей на «брак скверный», как говорится в акафисте, то есть пустить их по пути постыдного и развратного зара­ботка.

Услышав об этом страшном решении, которое яви­лось плодом нищеты и малодушия несчастного стар­ца, святитель Николай, связав в узелок достаточное ко­личество золотых монет, ночью через оконце бросил его в комнату того бедного отца трех дочерей.

Получив мешок, старик выдал замуж одну из доче­рей. Тогда святитель увидев, что подаяние его употреб­лено на доброе дело, тем же порядком подбросил и вто­рой мешочек с золотом, и третий, так что, в конечном счете, ни одна из дочерей нищего старца не осталась
непристроенной, всех трех он выдал замуж за добрых и честных людей.

Когда же старец тот подстерег святителя и хотел его благодарить, воздавая честь всей семьей, угодник Божий остановил его и велел оставить все это при жиз­ни его в тайне.

Братие! Мы неизмеримо счастливы тем, что име­ем своим заступником такого великого святого, испол­ненного милосердия, сострадания ко всем несчастным нуждающимся людям. Н кто из нас не испытывал со­страдательной любви святителя на самом себе, когда, обратившись к нему с мольбой, вдруг чудесным обра­зом получал просимое? Недаром чтут святителя Нико­лая не только православные, но и католики, но и маго­метане, но даже и некоторые язычники, как, например, буряты.

Почтим и мы великого святого, но не столько сло­вом и языком, сколько делом и истиною. А именно, ус­тремим сейчас все свое внимание на его милосердие, на его участие, заботливость о бедных, неимущих лю­дях — с горячим желанием и твердым намерением научиться ему в нашей жизни подражать.

Смотрите, как вникает он в жизнь окружающих его людей, как он внимательно изучает все уголки, где сви­ла гнездо нищета. Особенно терзается он сердцем и спешит помочь, когда нищета угрожает развратом, когда душа человека и тело уже готовы к постыдному делу, которое манит заработком и окончательно губит чело­века, топит его в мерзости срамных пороков.

Будем и мы помогать несчастным, протягивая им деятельную руку помощи, спасая от ужасов нравствен­ного падения; будем всеми силами стараться спасать ближних от развращения мутного.

Смотрите и на то, как угодник Божий, когда обнару­жилось его доброе депо, все усилия прилагает, чтобы скрыть его от людей. И да этого ведь он крадучись, «тая­ся», приносил узелки с золотом и поспешно уходил.

И мы с вами, братия, должны поступать так, чтобы милостыня наша была втайне (Мф. 6, 4), чтобы левая рука наша не знала, что делает правая. Мы должны всячес­ки избегать похвал, известности, благодарностей, ибо пользующиеся всем этим уже получают награду свою (Мф. 6, 5). Мы должны делать добро, которого требует душа, проникнуться любовью к Богу и Его творению, не мо­гущая терпеть горя, слез, мучений ближнего своего. И чествование святителя Христова Николая мы должны совершать не только песнопениями, но и самой жиз­нью своей.

Помочь бедному всякий может, даже если сам он — ­нищий. Можно помочь добрым советом, словом учас­тия, иногда одним взглядом, пожатием руки, напоми­нанием об утешительных словах Христовых, или про­сто вниманием к человеку несчастному, когда ничего не делаешь, не проронишь ни слова, а лишь позволя­ешь собеседнику излить пред тобою горе свое.

Употребим же над собой все усилия, чтобы взять себя в руки, умягчить жестокое, себялюбивое сердце и открыть его навстречу всем бедным, больным, не­счастным.

Будем милосердны, как Отец наш небесный милосерд (Лк. 6, 36), как милосерд великий угодник Его и наш молитвенник — Святитель Николай.

Аминь.

Сказанное в Вознесенской церкви г. Спасска 6/19 декабря 1947 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *