Под Покровом Пресвятой Богородицы

Из православного Предания известно, что Владычица Небесная избрала себе на земле четыре Удела. Есть и в Европе город, где так же, чудесным образом, ощущается Ее милость и покровительство. Под сенью Пресвятой Богородицы, выходцы из всех четырех Уделов, показывая единомыслие, сохраняют Православную веру.

Зальцбург. Здесь, в сердце музыкальной столицы Австрии, в ста метрах от рассекающей надвое город реки Зальцах, за побеленными столбиками и зеленью изгороди, спряталась неприметная, как бы раньше сказали, „церквушка“. Ее маленькую заостренную звонницу, покрывает куполок, увенчанный позолоченным крестом. На фасаде храма выведено на немецком и русском языках – «Russische Orthodoxе Kirche Maria Schutz» или Русский Православный Храм Покрова Пресвятой Богородицы.

Сюда, на улицу Христиан-Допплер-штрассе, 3а, (что тоже символично), находят свой путь многочисленные гости этого города, а также русскоязычные жители австрийской жемчужины и прилегающей Баварии.

Сегодня этот храм, построенный более полувека назад, уже не вмещает всех желающих. И потому возрастающей общине нужен новый, большой приходской комплекс. С молитвенной благодарностью принимается помощь всех, кто готов отозваться на доброе богоугодное дело. Ведь история этого храма удивительна.

Начиналось все около 70 лет назад, когда после окончания Великой Отечественной Войны, Зальцбург стал прибежищем для тысяч русских людей, – и живших тут еще со времен революции и Первой Мировой, и потерявших Родину в годину межвоенную, и многочисленных перемещенных лиц и военнопленных Второй Мировой Войны.

Вместе с тем, Православие в Зальцбурге пустило свои корни еще в конце 19 века, когда первым, из постоянных русских переселенцев в землю Зальцбург, прибыл знаменитый в то время Василий Александрович Пашков, с семьей и прислугой, – один из круга зажиточных людей царской России, который, попав в опалу, вынужден был эмигрировать. Здесь он приобрёл небольшой замок „Johannes-Schlossl“ и другую недвижимость. Пашковы в Зальцбурге продолжали вести такую же жизнь, как на Родине. В семье царила культурная атмосфера тогдашнего дворянства, соблюдались традиции, сохранялась Православная вера и великий русский язык. Позже, со своим многочисленным семейством, сюда же перебрался и Михаил Алексеевич Стахович. В то время многие бежали из России после Октябрьского переворота (25 октября/7 ноября 1917 г.), считавшимся аристократами временным путчем. Всех их радушно принял у себя В.А. Пашков. Члены семьи Стахович были глубоко-верующими православными людьми. Таким образом, с появлением этой семьи в Зальцбурге была заложена основа будущей австрийской общины Русской Православной Церкви.

Мысль о создании приходской православной общины возникла во время Второй Мировой Войны. Тогда в Зальцбурге и его округе пребывали многочисленные православные, приехавшие или привезённые сюда для работы. В основном это были «старые» русские эмигранты из Югославии и Литвы, а также «остарбайтеры» разных национальностей. Здесь располагалось около пятидесяти различных лагерей для военнопленных и перемещенных лиц.

В начале 1944 г. верующие города обратились к председателю Синода Русской Православной Церкви Заграницей, митрополиту Анастасию (Грибановский, 1873-1964 г.г.), с просьбой направить в Зальцбург священника. В ответ на это митрополит Анастасий обратился к митрополиту Берлинскому и Германскому Серафиму (Ляде, 1883-1950г.г.), который вместе с протоиереем Федором Раевским (впоследствии Архиепископ Савва – Сиднейский и Австралийско-Новозеландский (1892-1976) и Михаилом Алексеевичем Стаховичем подали соответствующее заявление. Однако уполномоченное Министерство по церковным делам в Берлине им отказало.

Но не смотря на это, желание создать православную общину в Зальцбурге росло. В празднование Рождества Христова, 7 января 1945 г., тайно прибывшим в Зальцбург из Вены под видом рабочего, протоиереем Федором Раевским, была отслужена праздничная Божественная Литургия в доме Стаховича. Дом был переполнен молящимися.

Сразу после окончания Великой Отечественной Войны на имя отца Федора, было выписано разрешение на служение и поддержку в церковных нуждах православных верующих, находящихся в Зальцбурге русских, сербов, болгар и иных. В то же время католическому архиепископу Зальцбурга было направлено прошение о предоставлении православным храма или часовни. Вскоре община переехала в храм Святого Михаила на площади Резиденции. А 5 июня 1945 г. состоялось первое заседание недавно избранного «церковного совета». В помощь отцу Федору из Вены прибыл иерей Сергий Матфеев, который стал вторым священником в общине Зальцбурга. Храм Св. Михаила всегда был переполнен верующими. Его посещали и многие австрийские католики.

В начале июля 1945 г., проживавших в школе Св. Андрея наших соотечественников, переместили в лагерь Парш, где был основан приход Покрова Пресвятой Богородицы. Осенью же 1945 г. в лагерный храм был направлен и священник Даниил Думский, который не только совершал Божественную Литургию в воскресные и праздничные дни, но и ежедневно собирал молящихся в стенах храма на утренние и вечерние молитвы. Так текла и развивалась жизнь тысяч православных в послевоенном Зальцбурге.

Оторванные от Родины, очутившись в местных лагерях, они организовали после войны уже 33 общины. Не мог русский человек жить без веры, без молитвы. И эти духовные чаяния, жажду Бога, голод в пастырском наставлении, были услышаны Господом. По просьбам уже разросшейся общины, в эти места, по решению Синода, в 1946 году был направлен Высокопреосвященнейший Стефан (Севбо, 1872-1965 г.г.). Учреждение архиерейской кафедры позволило утолить жаждущую паству православных в земле австрийской.

Торжественная встреча Архиерея состоялась в 10.00 ч. 17 января 1947 года. Его принимал собор духовенства из 16 протоиереев, иереев и протодиакона. От имени собравшихся, с приветственной речью к Архиепископу, обратился протоиерей Федор Раевский. В ней он сделал акцент на большом значении епископа для общины и процитировал святого Киприана Карфагенского: «Без епископа не существует Церкви». Владыка Стефан определил своей резиденцией лагерь Парш. Храм Покрова Пресвятой Богородицы стал кафедральным, а община в Парше стала центральной в Епархии.

К этому времени к православной общине, в которой уже пребывали русские, сербы и болгары, примкнули греки и румыны. С начала 1945 г. до 1 января 1948 г. было зарегистрировано 392 крестин, 155 венчаний и 131 погребение. Миссионерско-просветительская работа проводилась в виде проповедей, в основном в бараках, а также при посещении больных и престарелых прихожан. Слово Божие до верующих доносило духовенство Покровского храма.

Условия, при которых жили размещенные в лагере Парш, были невыносимыми, в том числе и по политическим причинам. После многочисленных протестов, насельники стали поджигать бараки. И 6 июня 1950 г произошло страшное событие. Большой пожар уничтожил многие строения, в том числе и барак, в котором находился храм Покрова Пресвятой Богородицы. Всё, что осталось, было перенесено в иное место, и заново оборудовано под храм. К сожалению, церковную утварь и документы спасти не удалось.

9 октября 1953 г. из зальцбургской общины был основан Греко-восточный Православный Вспомогательный союз, главой которого стал владыка Стефан. В этом же году произошли существенные перемены среди всех православных общин. Состоялся отток верующих в Австралию, Канаду и США.

В 1959 г. община храма Святого Михаила вынуждена была покинуть место на площади Резиденции, так как власти отказались продлять аренду, и примкнула к Покровской.
В конце 1960 – в течение 1961 г.г. лагерь Парш, был полностью расформирован. Для поселенцев, при поддержке некоторых благотворительных организаций, были оборудованы небольшие квартиры.

Именно с этого времени, по Промыслу Божьему, начинается история существующего храма. В конце мая 1959 г. был куплен земельный участок площадью около 1000 м2, расположенный на Христиан-Допплер штрассе, 3а. В муниципальный совет города было отправлено заявление с просьбой разрешить общине строительство. В апреле 1962 г. был получен ответ с некоторыми предписаниями, в силу отсутствия «церковного статуса», изменить проект купольного храма с шатровой крышей на плоскую. На основе проведенных работ, подряд на возведение молитвенного дома, был отдан архитектору-инженеру Евгению Романовичу Салпиусу. Покупку земельного участка и постройку храма, по словам современников тех лет, можно считать заслугой Архиерея. Он приложил немало усилий для сбора средств, и принимал пожертвования, в том числе и от тех, кто ранее выехал в другие страны.

В 1964 г. храм был построен. Закуплена церковная утварь, установлен иконостас из лагерного барака. На Литургии, после чина освящения храма в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, 26 июля 1964 г. вместе с сотнями верующих молилось и духовенство, среди которых было два архиерея – владыка Стефан и владыка Александр (Ловчий, 1891-1973 г.г.). К сожалению, глава Епархии лишь короткое время смог совершать богослужения в новом храме. На 94 году жизни, в больнице г. Зальцбург, 25 июня 1965 г. преосвященнейший Стефан отошел ко Господу. Чин погребения возглавил архиепископ Александр, в сослужении архиепископа Женевского и Западноевропейского Антония и епископа Нафанаила (1906-1986 г.г.), а также сонма духовенства.

По решению Синода, управление австрийской епархией принял владыка Антоний. При нем произошло ее реформирование.

С этого времени и до середины восьмидесятых годов, сведения о деятельности Покровской общины очень скудны. Жизнь прихода, как и всей епархии, зиждилась на местном духовенстве и мирянах. Среди которых жертвенностью служения Церкви выделялась одна из прихожанок – Гунбина Александра. Она после смерти своего мужа, подполковника царской армии, целиком посвятила себя жизни прихода. Настоятелем храма в те годы был митрофорный протоиерей Василий Иванов, почивший в Бозе 26 марта 1985г. на 91 году жизни.

С 1988г. австрийская Епархия была реформирована в Благочиние. В это время жизнь прихода поддерживалась трудами активных прихожан, среди которых следует упомянуть недавно усопших, Надежду Пушей (староста прихода, дочь М.А.Стаховича), ее подругу детства Веру Зюцль (Шилина, певчая хора и помощник старосты), баронессу Елену Мейендорф (регент хора), отец которой был известным иконописцем-мозаистом. Его работа – мозаичный образ Божией Матери, – и по сей день украшает фасад храма. На них и легла забота о храме и его приходе. Все почившие погребены на городском кладбище. Нынче за их могилами ухаживает наше сестричество, а священник регулярно служит Панихиды.

Конец 20 века приход г.Зальцбурга, как и вся Австрия, пережил мирно и спокойно, в отличии от России, где политические перемены, милостью Божией, вызвали духовный подъем и возрождение церковной жизни.

Настоятелем храма в тот период был протоиерей Василий Фонтченков. По причине преклонного возраста, не имея достаточных физических сил и отдавая много времени научно-исторической работе, он не мог в полной мере решать многие хозяйственные вопросы. Приход пребывал как бы в полу-сиротском состоянии и содержал себя в это время с трудом. Но благодаря наличию дома церковного причта и сдаваемой в нем в аренду квартиры, удавалось поддерживать в должном состоянии храм и оплачивать необходимые счета.

Следует отметить яркую личность того времени – Феодору Богалину, которая понесла на своих плечах всю тяготу приходской жизни. Одновременно она была старостой, казначеем, регентом и секретарем увядающего благочиния. Австрийка, невысокого роста, она держала в своих руках не только этот приход, но и старалась помочь иным приходам. Нынче она проживает под Веной.

В 2000г., по решению Синода, управление австрийским Благочинием принял Высокопреосвященнейший Марк (Арндт), архиепископ Берлинский и Германский, правящий и поныне. Престарелое духовенство и прихожане уходили в вечность, и Владыке пришлось нелегко управлять некогда обширной Епархией, которая стала малочисленной. Упразднены были приходы в Граце, Инсбруке, Линце и иных городах Австрии. Приход же в Зальцбурге, после отъезда в Москву, на преподавание и научную деятельность, отца Василия, стали окормлять командировочные священники Германской епархии. В какой-то период времени на приход был командирован священник, который по послушанию, совершал богослужения каждое первое и третье воскресенье месяца. Так протекала приходская жизнь на протяжении пяти лет. Даже были предприняты попытки преподавать Закон Божий и выпускать «Приходской листок».

По благословению Высокопреосвященнейшего Марка, с 2009 года настоятелем храма назначен священник Георгий Харлов. Проживая в Ингольштате, все по той же традиции, он первую и третью недели месяца совершал богослужения и в Зальцбурге. Таким образом продолжалось около трех лет. Священник стал чаще приезжать и в праздничные дни на седмице. Престарелая Феодора Богалина, в силу возрастной немощи, постепенно отходила от дел прихода. И в этот момент, по убедительной просьбе Генконсула России в Зальцбурге, Владыка принимает очень важное решение, – «Благословляю настоятеля переехать в Зальцбург и окормлять австрийские приходы (Лиенц и другие) и их окрестности (включая прилегающие районы Баварии)». Благословение архиерея получилось осуществить в 2011 году. Жизнь прихода храма Покрова Пресвятой Богородицы изменилась. Она стала интересной и многообразной. Тогда же начинают преподавать Закон Божий и русский язык на постоянной основе.

Существенный вклад в образовательный процесс приходской жизни внесла Светлана Агеева. Ее личный педагогический и христианский опыт позволили организовать Воскресно-Приходскую школу, где и поныне преподаются предметы Закона Божия, русского языка, развития речи, музыки и церковного пения. И все это в условиях билингвизма. Неотъемлемой частью Школы является существенная поддержка Фонда «Русский Мир». С течением времени, благодаря Фонду, и трудами Светланы была учреждена и Школа выходного дня. В ней занимаются дети не только прихожан, но и всех желающих изучать русский язык и приобщаться к русской культуре.

В наши дни община храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Зальцбурга множится и укрепляется. Все больше людей спешат в воскресные и праздничные дни на Богослужение. Многочисленные приезжающие также посещают храм. Особая молитва умиляет душу на Всенощной, в субботу. В тихом молитвенном полумраке, слышатся нежные голоса поющих, призывающие верующих к духовному и благоговейному предстоянию Богу.

Важным событием в жизни прихода стал момент получения общиной в 2013 г. статуса юридического лица как Прихода Русской Православной Церкви  в Австрии. Греко-восточный Вспомогательный союз, о котором можно сказать словами Священного Писания,- «человек 70 лет, аще же в силах 80 лет, поживет на земле…»,- де-факто распался, в связи с тем, что румыны и сербы учредили свои общины и возвели новые великолепные храмы в национальных стилях. 60 лет сей Союз русских, греков, сербов, румын и болгар просуществовал под омофором нашего архиерея и был переименован в Русское Православное Общество Помощи. Тогда же и  вся документация была приведена в должное состояние.

vladykaНесмотря на то, что от союза отошли сербская и румынская общины,  в храме до сих пор одновременно молятся представители различных национальных диаспор, для которых в Богослужение вкраплены молитвы на родном для них языке и звучат песнопения тропарей. Видно, что  духовная жизнь прихода также не оскудевает.

Минимум один раз год, совершая Божественную Литургию, правящий Архиерей, оказывая нам великую честь, председательствует и на годовом приходском собрании. Для архиепископа Марка зальцбургская община имеет особое значение, не только потому, что она является географически крайней точкой Епархии, но и в силу его архипастырской любви к своим чадам. С его приездом  жизнь прихода превращается в настоящий христианский праздник.

Раз в два года в нашем храме , милостью Божией, пребывает святыня русского зарубежья – чудотворная икона Божией Матери Курская – Коренная. По церковному Уставу (три раза в год), в центр храма на поклонение верующим из алтаря выносится Величайшая святыня – крест с вмещенной в него частицей Честнаго и Животворящего Креста Господня.

Старинный Зальцбург всегда был туристическим . Это город Моцарта, Гайдна, св. Рупперта,  Парацельса, Стефана Цвейга. Город архитектурных изысков ,окаймленный прекрасными ландшафтами и горными пейзажами . Но мало, кто знает , что в тихом его уголке находится неприметная «церквушка» – русский православный храм .

И совсем не многим известно , какое богатство хранится под Покровом Пресвятой Богородицы. Настоящая духовная сокровищница сияет для нас невидимым светом , где как драгоценные алмазы и жемчуг, в ковчегах возлежат частицы мощей христианских святых. Одно  перечисление такого богатства заняло бы много времени. Назовем лишь самых известных угодников Божьих: Иоанна Крестителя, апостолов Андрея Первозванного, Петра, Варнавы, Фомы, евангелистов Марка, Луки и иных, святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских, великомучеников Георгия Победоносца и  Анастасии Узорешительницы, мучеников Вонифатия и Наталии, равноапостольных Марии Магдалины и царицы Елены, преподобных отцев Киево-Печерской и Почаевской Лавр.

Не смотря на малый размер, думаю, немного найдется на нашей планете храмов с такой великой сокровищницей. Все больше православных узнают об этом, и устремляются поклониться великим святыням.

prihodС назначением батюшки, жизнь общины получила свое новое, свежее течение. В воскресный день ранним утром с возгласом священника:» Благословен Бог Наш…» начинается жизнь  прихода, а  заканчивается порой уже вечером. По окончании Божественной Литургии,  « …где двое или трое собраны во имя Мое…», организованы трапезы , на которых богомольцы, следуя заветам святых Апостолов, продолжают прославление Господа, в простом человеческом общении, буквально являясь одной большой дружной семьей. А после трапезы проходит урок Закона Божия . Читается толкование Священного Писания, Жития святых, доклады по церковной истории. Раскрывается богослужебный смысл молитв и церковного строя. Слушающие задают вопросы, волнующие их, на которые священник всегда найдет верный ответ, на основе Священного Писания, Предания Церкви и трудов святых отцев.

Здесь все братья и сестры. И какая же семья без детей? В Храме вместе со взрослыми молятся и детки. Их активное участие проявляется на церковных праздниках. Делясь друг с другом евангельской радостью, верующие собираются вместе, прославляя Бога теми талантами, которыми так щедро одаривает их Господь .

По благословению правящего Архиерея, непрестанными заботами настоятеля, большую работу за это время провел церковный совет. В его состав по должности входят: староста Павел Ябс, казначей Андрей Маханец, секретарь Артемий Саутнер, старшая сестра Ольга Кляйм и иные члены. Также настоятелю помогают педагоги прихода , заботясь о сохранении русского языка, и культурных традиций наших братских народов.

Много сделано за эти годы, но многое еще предстоит сделать. Ведь русский православный приход г. Зальцбурга вот уже больше полувека служит местом не только молитвы, но и общения для сотен русских, украинцев, сербов, молдаван, грузин, австрийцев, немцев, некоторые из которых и пришли в Православие , посетив именно этот приход Храма Покрова Пресвятой Богородицы в г.Зальцбург на Христиан-Допплер штрассе, 3а.

Построенный экономно в годы нужды и лихолетий, храм уже не вмещает всех желающих. Молящиеся  стоят в притворе , а в праздники – и на паперти, и во дворе храма. Разросшаяся община остро нуждается в расширении всего приходского комплекса, – новом светлом храме и Доме церковного причта, который вместит в себя многофункциональные классы и просторный зал.

По благословению высокопреосвященнейшего Марка, в 2010 году настоятелем, при поддержке ктитора (благотворителя) прихода Арсения Акопян, инициировано начало проектирования нового храма. Несколько лет ушло на все согласование проекта с властями города и соседями. И спустя годы, пройдя градостроительные и архитектурные мытарства, в 2014 году получено разрешение на начало работ. Как и пятьдесят лет назад , встали заботы по сбору средств на строительство Дома Божия.

По любви к  Богу и ближнему, подобно евангельской вдовице, подав от сердца, хотя бы однажды, храму, можно быть уверенным, что молитва за вас будет возноситься всю жизнь. Так проявляется любовь к тем, кто приходит в духовную «врачебницу» лечить свои души.

Благороднейшим и высочайшим призванием человека является угождение Богу и спасение души. Благодатью Божией, в церковном строительстве, соединяется молитва и деятельные усилия всех участвующих. Созидая «Святые Алтари», человечество возвращает себе, утраченное в  Адаме при грехопадении, состояние соработничества Богу.

Никто иной как Церковь призвана способствовать духовному возрождению и просвещению, утверждению православных ценностей как истоков культуры и самобытности нашего народа, в особенности за границей.

Возведение приходского комплекса – задача трудная не только в материальном, но и в духовном плане. Новый храм подобен свече, зажженной во тьме. Его строительство – это уникальная возможность, которую дает нам Господь, стать лучше, чище, добрей. Нельзя отторгнуть этой милости Божией. А когда взлетит ввысь купол храма, и будут стоять стены в веках, будущие поколения смогут молиться за тех, кто внес свой вклад в созидания Дома Пресвятой Богородицы.